Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) представляет результаты нового федерального социологического исследования, проведенного по заказу Банка России, АРБ и НБКИ в части знаний российских граждан о кредитных историях. Это второе подобное исследование, первое было проведено и опубликовано в 2013 году.
Несмотря на положительную, в целом, динамику информированности населения о существовании кредитных историй и их роли в жизни заемщиков, результаты исследования свидетельствуют об остающихся серьезных пробелах в финансовой грамотности граждан.
Положительные тенденции в восприятии населением кредитных историй:
• Количество людей, не знающих о том, «что такое кредитная история» сократилось вдвое – с 20,2% опрошенных до 10,8%. При этом число граждан, давших правильные ответы на вопросы о представленной в кредитной истории информации выросло: так, о том, что в ней содержится информация обо всех ранее полученных кредитах уверены почти 3/5 опрошенных (59,8% против 31,6% в 2013 году). Знание о других данных, которые присутствуют в кредитной истории также, в целом, повышается: информация о просроченных платежах по кредиту (57,9% против 49,5%) и информация об имевших ранее место запросах кредитной истории (25,6% против 21%).
• За два прошедших года на 16,5% снизилось количество граждан, которые не знают, где хранится кредитная история, что, безусловно, является положительным фактом. При этом почти на 9% выросло число респондентов, которые совершенно справедливо считают, что кредитные истории хранятся в бюро кредитных историй (37,2% против 28,3%).
• Людей, не понимающих, зачем им необходимо запрашивать свою кредитную историю, становится все меньше – (10% против 21,3%). При этом верно представляют, что это может понадобиться для оценки шансов на получение нового кредита - 55,9% опрошенных (на 13,2% больше, чем в 2013 году).
«Мифы», которые продолжают «преследовать» кредитные истории
• На 7,6% увеличилось число опрошенных, уверенных, что их кредитная история хранится в банке, в котором был взят кредит (28,4% против 20,6%), что является заблуждением.
• Почти в 4 раза увеличилась доля людей, которые ошибочно считают, что в кредитных историях содержится информация только о действующих кредитах (30,7% против 8,5%).
• В 2015 году только 39,2% опрошенных считают, что у заемщика имеется право оспаривания записи в кредитной истории (в 2013 году их было 50,4%), а еще 40,6% затруднились ответить, обладают ли они таким правом (в 2013 году – 32,4%).
«Уровень осведомленности граждан о кредитных историях постепенно растет, - отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Однако, существует серьезная разница между знанием и пониманием. Пока можно констатировать, что растет скорее «популярность» кредитных историй, чем осознание того, для чего они существуют. Что это, прежде всего, документальное подтверждение финансовой репутации человека, его финансового поведения и платежной ответственности. Кредитная история особенно важна для финансовых институтов при оценке рисков и принятии решений в розничном кредитовании, страховании. С согласия человека доступ к его кредитной истории также может получить и работодатель. Поэтому, со всех точек зрения, для гражданина лучше иметь «положительную» кредитную историю, из которой будет видно, что он добросовестно, без нарушений выполнял и выполняет свои обязательства».
«Также важно понимать, что кредитная история, в которой отражены нарушения обязательств заемщика перед кредитором, а также имеются записи о непогашенной задолженности по суду в части оплаты услуг ЖКХ или связи, свидетельствует о негативном характере кредитной истории, - продолжает А. Викулин. - При этом бывают ситуации, при которых негативные записи появляются в кредитных историях граждан ошибочно в процессе передачи сведений в бюро кредитных историй со стороны кредиторов. Также нередки случаи кредитного мошенничества, когда кредиты оформляются на украденные у добропорядочных граждан документы. Поэтому люди должны знать, что, во-первых, ошибочно попавшие в кредитные истории данные оспаривать можно и нужно. Во-вторых, при потере удостоверяющих личность документов необходимо немедленно обращаться в правоохранительные органы. А для оперативного выявления подобных случаев, необходимо регулярно «мониторить» свою кредитную историю».
«По данным социологических исследований, несмотря на потрясения, которые мы наблюдаем в экономике, доверие общества к банкам и регулятору, тем не менее, растёт, - полагает Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. - И стратегическая задача – это доверие сохранить. Фактор доверия – это очень материальный фактор, он и монетизируется, и конкретизируется.
Институт кредитных историй – очень важный инструмент в мире финансов. С одной стороны, он нужен для того, чтобы минимизировать всевозможные аферы на финансовом рынке, а с другой – чтобы дать его участникам возможность оценить степень добропорядочности своих контрагентов, - считает Г. Тосунян.
В настоящее время, бюро кредитных историй качественно изменили статус потребкредитов, существенно цивилизовав этот сегмент банковского ритейла. Несколько лет назад потребкредиты начинали свой старт практически с нулевого уровня, показывая темпы роста в 100 и более процентов, но накапливали при этом огромный объем мошеннических способов невозврата. Сейчас люди стали всерьез относиться к своей кредитной биографии.
К сожалению, спустя 11 лет со дня принятия закона об институте кредитных историй, даже экономически образованные клиенты, оформляя, например, ипотечный кредит, нередко просят не передавать информацию в бюро кредитных историй. Опасаются, что она может быть использована злоумышленниками. Мы должны изменить это отношение, преодолеть страх, научиться создавать и гордиться своей кредитной историей, - заключает Президент АРБ».
«В современной весьма сложной социально-экономической и внешнеполитической обстановке, в которой оказалась Россия, - отмечает академик РАН Михаил Горшков, - особую актуальность для банковского сообщества, с позиции социологического анализа, приобретает решение трех взаимосвязанных проблем.
Прежде всего, это проблема социальной ответственности всех субъектов финансового рынка: ЦБ РФ, банков и граждан. Вторая важнейшая проблема – проблема общественного доверия. Третья, можно сказать, универсальная проблема для всех субъектов финансового рынка – это проблема повышения качества их функционирования.
Исходя из сформулированного проблемного поля, в апреле 2015 г. по инициативе Ассоциации российских банков и в сотрудничестве с Банком России и Национальным бюро кредитных историй научной группой Института социологии РАН было осуществлено повторное общероссийское социологическое исследование среди населения РФ.
Особый интерес повторное исследование представляет в связи с тем, что оно было осуществлено в ситуации, когда после мер, предпринятых Банком России в декабре 2014 года в сознании и поведении людей произошел переход от эмоционального уровня восприятия ситуации к более рациональным и взвешенным оценкам происходящего, а, соответственно, и к более осознанным моделям повседневного поведения, - заключает М. Горшков».