10 июня 2015 года на федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован для общественного обсуждения проект закона «О внесении изменений в федеральный закон «О саморегулируемых организациях». Данный документ вносит ряд поправок в текст законопроекта от 2007 года.
Законопроект готовился на базе Концепции саморегулирования 2003 года и Концепции совершенствования саморегулирования, принятой Правительством РФ 29 января 2015 года.
Среди целей предложенного к обсуждению документа - систематизация законодательства о СРО на базе единого закона “О саморегулируемых организациях”, установление единых подходов к регулированию СРО и ограниченного перечня особенностей деятельности СРО в отдельных отраслях, совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности СРО, повышение эффективности осуществления контроля СРО за деятельностью своих членов.
Законопроект предполагает существенно ограничить перечень возможных особенностей деятельности СРО в некоторых отраслях предпринимательской и профессиональной деятельности.
После публикации законопроекта развернулось активное обсуждение предлагаемых изменений, проходившее на площадках общественных объединений, конференций, а также на базе Правительства РФ.
В целом проект получил неоднозначную оценку со стороны саморегулируемых организаций и экспертов в связи с выявленными серьезными несоответствиями предложениям профессионального и бизнес-сообщества, а также разработанной Минэкономразвития РФ Концепции совершенствования механизмов саморегулирования.
Отмечается, что в документе довольно много проблемных положений, которые так или иначе противоречат смыслу развития саморегулирования, ожиданиям сообщества и предложенной министерством Концепции. В частности, эксперты указывают на несоответствие изначальной идее статей, регламентирующих деятельность национальных объединений саморегулируемых организаций. Из представленного документа убраны нормы, регулирующие информационную открытость национальных объединений и требования к ротации их органов управления.
Также среди нововведений - изменение, устанавливающее необходимость передачи средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций управляющим компаниям на основе договора доверительного управления. Проблема, обозначенная экспертами и представителями СРО, заключается в том, что в документе никак не прописаны гарантии сохранности средств компенсационных фондов. Законопроект не устраняет риски потери средств в ситуациях, не связанных с выплатами потерпевшим от причинения вреда членами саморегулируемой организации. Таким образом, возникает вероятность появления существенных сложностей в плане восстановления компенсационных фондов СРО.
Сомнения экспертов вызвало и предписание о проведениях плановых проверок, изложенное следующим образом: «проверка саморегулируемой организацией своих членов проводится посредством случайного выбора на основе показателей анализа деятельности членов саморегулируемой организации по итогам текущего мониторинга, но не менее чем 20 процентов от общего числа членов саморегулируемой организации в год». Не очевидна связь между случайным выбором и “показателями анализа деятельности”, не ясно содержание и критерии данного анализа, нет однозначной трактовки “текущего мониторинга”. Другими словами, данное требование описано крайне расплывчато и вызывает большое количество вопросов в плане практической реализации.
Далее, законопроект предполагает чрезмерные процедуры по рассмотрению жалоб, поступивших в адрес СРО, излишне регулирует действия контрольной и дисциплинарной комиссий. Новеллой является требование в обязательном порядке отражать в реестре информацию обо всех жалобах на членов саморегулируемой организации. Речь идет не о принятых к рассмотрению, рассмотренных претензиях или делах, по которым вынесено решение о применении меры дисциплинарного высказывания, а просто о жалобах, поступивших в адрес СРО. Следует заметить, что размещение такого рода информации не несет практического смысла, но создает условия для недобросовестного поведения третьих лиц и конкурирующих компаний. Целесообразно отражать в реестре исключительно проверенную информацию и данные о мерах дисциплинарного воздействия, принятых в отношении недобросовестной организации. Тем более, что применительные меры дисциплинарного воздействия и так подлежат отражению в реестре членов СРО.
Кроме того, новый режим применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемых организаций не способен обеспечить оптимальную эффективность регулирования. Например, предписание и рекомендация об исключении из членов саморегулируемой организации. Логичнее сформировать единые походы и практику использования уже имеющихся видов дисциплинарного воздействия.
Наконец, законопроектом предусматривается установление административной ответственности за уклонение от обязанности ведения реестра, ведения и хранения дел членов СРО, а также за нарушения, совершенные при принятии в члены СРО. Данная мера также представляется избыточной, так как существуют иные механизмы регулирования, предусмотренные законодательством.
Важным положительным изменением в законопроекте стало внесение поправки о возможности использования общим собранием членов саморегулируемой организации заочной формы проведения собрания наряду с очной.
Как отмечает генеральный директор СРО НП “ЭнергоСтройАльянс” Дмитрий Мурзинцев: “По итогам обсуждения законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон «О саморегулируемых организациях» стало очевидно, что в нем содержится достаточно большое количество неоднозначных положений, способных негативно сказаться на эффективности работы саморегулируемых организаций или создать дополнительные трудности для их нормального функционирования. Суммируя итоги прошедших дискуссий, можно сделать вывод, что принятие законопроекта в его текущем виде нецелесообразно, так как документ в данной версии не до конца соответствует заявленным целям и задачам. Проект закона нуждается в доработке”.