Какой дальнобойщик не захочет после долгой дороги остановиться в уютном и тихом кафе, где сможет не только отдохнуть, выпить кофе и перекусить, но и не переживать за сохранность своего груза? К сожалению, для водителей России это все еще остается роскошью, хотя в Европе для участников дорожного движения через каждые 50-60 километров расположены заправки, автосервисы, стоянки для автомобилей, придорожные кафе, магазины с разными необходимыми в дороге товарами.
Этот вопрос приобретает еще большую актуальность в связи с обязательным оснащением большегрузов тахографами, которые запрещают дальнобойщикам находиться в дороге дольше установленного времени. Согласно Приказу Минтранса России N 15 для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной смены не может превышать 8 часов. Если нарушить эти правила, есть риск, что физическая усталость и потеря концентрации на дороге станет причиной серьезной трагедии. Не говоря уже о фактическом нарушении законодательства.
В Европе система тахографического контроля существует давно, сегодня устройством оснащены почти все пассажирские и грузовые транспортные средства. Разница между европейской и российской системами видна благодаря тем же тахографам, используемым там и у нас. По словам Геннадия Мирошина, директора по развитию ООО «ФДО-Меттем», связанные с придорожным сервисом функции тахографа компании «Continental» европейского образца постоянно расширяются. Устройство контроля обладает функцией так называемой подсказки для водителя: прибор самостоятельно сообщает, сколько времени в пути ему осталось до момента, когда пора сделать отдых. При этом тахограф связан с мобильным телефоном водителя, что позволяет получать информацию с прибора, используя телефон. К 2016 году, как отметил Геннадий, тахограф будет обладать функцией расчета расстояния до ближайшей автостоянки с возможностью учета свободных мест и даже резервации их. По сравнению с европейским аналогом, российский не столь богат на функции. Однако осенью планируется нововведение – так же, как и в европейском варианте, будет введена подсказка водителю об оставшемся до остановки времени.
В нашей стране первый закон, обязующий владельцев грузовиков и автобусов, осуществляющих внутрироссийские перевозки, иметь на борту тахограф, вступил в силу чуть более года назад – с 1 апреля 2014-го. За это время существенного количества стоянок для большегрузного транспорта не появилось и поэтому вопрос о придорожном сервисе для дальнобойщиков стоит остро.
Свое мнение по этому вопросу высказал Андрей Тютченко, заместитель начальника автотранспортной службы: «Важным фактором является качество услуг, предоставляемых на объектах придорожного сервиса, начиная со столовых и заканчивая душевыми. Очень важны хорошие заасфальтированные дороги, чтобы водитель мог с комфортом передвигаться по территории объекта. Не должна остаться без внимания и общая инфраструктура стоянки, которая должна включать в себя комплекс технической помощи, зон отдыха с национальными особенностями, банкоматами, магазинами и средствами доступной связи. Залог успеха в доброжелательности и гостеприимности работников стоянки всех уровней». По словам Андрея, актуальной является и цена вопроса.
Основополагающей проблемой становится также безопасность груза, перевозимого дальнобойщиками. Из-за отсутствия стоянок водитель не может спокойно расслабиться и отдохнуть, ведь в случае кражи, вся ответственность ляжет на его плечи. Водителям приходится останавливаться, выстраивая свои «фуры» в ряды, обеспечивая таким образом безопасность себе и своему грузу.
По мнению самих дальнобойщиков, отечественный сервис существенно проигрывает заграничному. «В Европе дороги лучшего качества, доступно много стоянок для большегрузных автомобилей, где все продумано до мелочей: начиная с туалетов и ванн и заканчивая чистыми дорогами на самой стоянке», - говорит дальнобойщик Антон Берсенев. «Государству необходимо взять придорожный сервис под жесткий контроль, ведь найти стоянку сейчас вызывает большую проблему, поэтому часто приходится есть и отдыхать, не выходя из автомобиля. А какой тогда отдых, если нужно о сохранности груза думать? Что касается уже имеющихся, стоянки должны обеспечивать водителю комфортный отдых и безопасность. Услуги, предоставляемые на стоянках, должны стать более доступны для водителей. Цены порой просто шокируют».
Существует и проблема «самостроев» - то есть, нелегально построенных и незарегистрированных небольших кафе и магазинов. Чтобы заниматься подобной деятельностью цивилизованно, владельцам необходимо получить разрешение в «Росавтодоре», после чего пройти переаттестацию. Только после этого с ними будет заключен договор на присоединение к федеральной дороге.
Сейчас вопрос о создании прочной системы придорожного сервиса для дальнобойщиков в России активно обсуждается специалистами, игроками бизнеса и специализированными СМИ. Так, 9 июля 2015 года в Росавтодоре прошло заседание рабочей группы по развитию объектов дорожного сервиса. Был проведен первый этап исследования, основной задачей которого стало изучение имеющихся объектов, их соответствие международным стандартам, разработка классификатора и критериев частоты размещения объектов. Также в ходе обсуждения были предложены изменения в уже существующие нормативные акты. Участники не обошли стороной и тему безопасности: на заседании обсудили сотрудничество со специалистами Минздрава и МЧС России в части размещения вертолетных площадок для посадки санитарной авиации или авиации медицины катастроф на территории объектов придорожного сервиса.
«Инфраструктура – одна из важнейших составляющих безопасности дорожного движения, - отмечает генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников. – Однако сравнивать дорожный сервис в Европе и в России без учета размера стран нельзя, ведь любое европейское государство соразмерно нашему центральному округу. Широта родной страны диктует определенные сложности, и если в Германии на каждых 50-60 километрах вполне реально поставить стоянку для отдыха, то в наших условиях это сделать гораздо сложнее. Тем не менее, в России ведутся активные действия по решению проблем в сфере дорожного сервиса. И сегодня очень важно со стороны законодателей поддерживать малый и средний бизнес, который активно содействует строительству объектов, позволяющих дальнобойщикам не только отдыхать, но и получать квалифицированную помощь. Качественный дорожный сервис, это не только развитие бизнеса, но продолжение темы безопасности, ее важная составляющая. Водитель, который смог хорошо выспаться, поесть, переключиться на чтение газеты или просмотр фильма, садится за руль в совершенно другом состоянии, нежели водитель, который не смог этого сделать».