Совсем недавно на рынке закупок появился и все чаще используется новый тип процедуры, который определяется в системе Bicotender.ru как «Анализ цен». Он не содержит НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта), а вместо сроков поставки и оплаты товара, выполнения работ или оказания услуг указаны ориентировочные даты объявления закупки по итогам анализа ценовых предложений, предоставленных его участниками.
Точного определения данной процедуре нет, поэтому предлагаем свое:
Тип процедуры «Анализ цен» - мониторинг действующих цен на товары, работы, услуги в целях определения НМЦК предполагаемой закупки и условий самого контракта.
Можно сказать, что заказчики придумали новый способ определения НМЦК с использованием возможностей электронных площадок. Они размещают предварительный этап закупки – «Анализ цен», собирают ценовые предложения от потенциальных поставщиков, анализируют их, формируют НМЦК и далее объявляют тендер.
Кажется, все ясно, но остается еще несколько важных вопросов, на которые ответит Кожурова Нина – ведущий тендерный специалист ГК «Бико», автор и преподаватель семинара по 44-ФЗ «Учебного центра Бико».
–Почему растет спрос? Можно предположить, что «Анализ цен» выгоден поставщикам, удобен заказчикам?
Кожурова Нина: Определение начальной (максимальной) цены контракта – обязательное условие при объявлении как государственного, так и коммерческого тендера.
Для формирования НМЦК заказчик выбирает способ ее определения. Для этого он может направить запросы на коммерческие предложения, провести анализ в общедоступных источниках сети интернет, но эта информация не всегда актуальна. Электронная площадка позволяет заказчику провести наименее трудозатратный способ мониторинга цен, а также получить максимально объективные и актуальные цены напрямую от исполнителей. Тогда как из участников, направивших свои ценовые предложения, уже формируется круг конкурентной среды будущей закупки.
Когда заказчик объявляет на электронной площадке процедуру «Анализ цен», для потенциального поставщика это хорошая возможность заявить о себе, повлиять на формирование НМЦК, заранее ознакомиться с возможными объемами и предложить условия исполнения контракта и, самое главное, – обеспечить себе участие в планируемой закупке. Участники «Анализа цен» априори попадают в число приглашенных поставщиков к данному тендеру, т.е. они непосредственно могут быть приглашены заказчиком перед началом закупки.
Таким образом, подобная процедура анализа цен позволяет заказчику открыто и объективно определить НМЦК будущей закупки, сформировать условия исполнения контракта на основе полученных предложений и изучить возможную конкурентную составляющую будущей закупки. Поставщику же участие в таком мониторинге дает возможность заранее подготовиться к участию в данной закупке.
–Как не запутаться и отличить процедуру проведения анализа цен от собственно закупки?
Кожурова Нина: Анализ ценовых предложений проводится не только под названием «Анализ цен», также встречаются: «Мониторинг предложений», «Мониторинг рынка», «Запрос предложений» или «Запрос цен». Последние типы процедур могут представлять собой как процедуру анализа ценовых предложений, так и закупку. Чтобы отличить закупку от процедуры анализа цен, нужно ознакомиться с содержанием документации.
Задача закупочной процедуры – поиск исполнителя заказа (определение победителя). Закупка в обязательном порядке содержит документацию, в которой уже указана НМЦК, объемы поставки товаров, работ, услуг, сроки исполнения контракта и условия оплаты, а также сам проект контракта. Это и есть признаки совершения закупки.
Целью же мониторинга (анализа) цен является изучение сложившихся цен на конкретные товары, работы и услуги, в данном случае, с использованием возможностей электронной площадки. «Анализ цен» не предполагает наличие победителя и не содержит условий контракта. Заказчику необходимы только ценовые предложения от поставщиков с указанием условий поставки и оплаты товара, работы и/или услуги для последующей организации тендера. Таким образом, анализ цен выступает одним из этапов осуществления будущей закупки.
– Регулируется ли тип процедуры «Анализ цен» 44-м или 223-м Федеральными законами?
Кожурова Нина: 44-ФЗ содержит следующие процедуры определения поставщика: конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и закрытые процедуры. «Анализ цен» не является способом закупки по 44-ФЗ. В соответствии с требованием данного закона, а именно ст. 22, заказчики обязаны рассчитывать начальную (максимальную) цену контракта одним или несколькими способами. Первоочередным способом является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Расчет НМЦК заказчик производит, руководствуясь Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567, и несет персональную ответственность за правильность ее определения, но он делает это без размещения такого мониторинга на электронных площадках.
Коммерческий же заказчик по 223-ФЗ вправе разрабатывать собственные положения о закупках, но также обязан определять НМЦК. Так как 223-м Федеральным законом не регламентирован способы и порядок определения НМЦК, заказчик для этой цели может открыто провести процедуру «Анализа цен» или «Мониторинга цен» на любой коммерческой электронной площадке.
В системе Bicotender.ru на данный момент 460 тендеров по типу «Анализ цен», из них 157 активных. Теперь вы знаете о ваших преимуществах при участии в электронном анализе ценовых предложений. Поэтому спешите участвовать и обращайтесь к тендерным специалистам «Бико», которые всегда окажут вам профессиональную помощь.