Снижение девелоперской активности – «естественный» спутник кризисного состояния в экономике. Однако февраль, март и апрель на первичном рынке столицы были крайне продуктивными для застройщиков – вышло несколько масштабных проектов комфорт-класса, а суммарная площадь нового предложения достигла 182,6 тыс. кв. м. Чего не скажешь о мае, июне и июле – за эти месяцы на рынок поступило более чем 3 раза меньше нового предложения, чем за предыдущие три месяца 2015 года, и в 2,5 раза меньше, чем в аналогичный период 2014 года. Специалисты Аналитического и консалтингового центра инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet – лидера продаж новостроек в Московском регионе – подготовили обзор новых проектов в «старых» границах Москвы, в которых за последние три месяца были открыты продажи.
Всего с мая по июль 2015 года на первичный рынок Москвы вышло 10 проектов. Общий объем поступившего на рынок предложения – 53,8 тыс. кв. м. Из них три проекта относились к бизнес-классу, столько же – к элитному сегменту. В премиум- и комфорт-классе вышло по два проекта. По суммарной площади объектов 35% нового предложения относилось к бизнес-классу, 27% – к премиум-классу, 22% – к комфорт-классу и 16% – к элитному сегменту. Большая часть предложения – 57,1% от суммарной площади объектов пришлось на апартаменты.
Для сравнения за предыдущие три месяца февраль, март и апрель на рынок поступило 16 проектов с суммарной площадью 182,6 тыс. кв. м. При этом доминировали среди новых проектов объекты комфорт-класса – 83,6% от общего объема предложения в новых проектах.
За май, июнь и июль 2014 года на рынок вышло 14 новых проектов с суммарной площадью предложения 130,3 тыс. кв. м.
«Если сравнивать текущие темпы вывода на рынок новых проектов с показателями прошлого года за аналогичный период, то можно отметить заметное снижение темпов выхода нового предложения. Однако мы отмечаем, что начинать разработку новых объектов девелоперы не перестали, к нам постоянно поступают запросы на предпроектную проработку. Ряд девелоперов понимают, что в кризис для них выгодней придерживаться экономической стратегии, нацеленной на увеличение реализуемых объемов, чтобы на них получить свою норму прибыли. Таким образом, ряд застройщиков ожидают наступление осеннего делового сезона, когда потенциальные покупатели вернутся к решению своих жилищных вопросов. Все ждут, что будет с рынком осенью, и застройщики не исключение», – комментирует Владимир Богданюк, руководитель Аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet.