По данным исследования компании Re:Sale Expert, одного из ведущих бизнес-брокеров, рынок купли-продажи готовoго бизнеса растет темпами 20-50%. По некоторым секторам количество сделок увеличилось за последний год до 200%. Популярностью пользуются хостелы, пекарни и производство стройматериалов. В исследовании приводятся дынные по объемам рынка, количеству и размеру сделок, а также анализ причин и прогнозы развития отрасли.
К рынку готового бизнеса, как правило, относят проекты стоимостью до 100-150 млн. руб. Различают краткосрочные (до 1,5 млн. руб., окупаемостью до 12 мес.), среднесрочные (от 1,5 до 6-10 млн. руб., окупаемостью от 1 до 3-х лет) и долгосрочные (от 10 млн. руб.,окупаемостью от 2-ух лет) проекты. Наибольшее количество сделок проходит в краткосрочном (40%) и среднесрочном (35%) сегментах. На долгосрочные проекты приходится 25%.
«В нише готового бизнеса крупных сделок немного, самый большой проект среди основных игроков рынка в 2014 году стоил 79 млн. руб. Сейчас мы близки к тому, чтобы существенно повысить этот порог. В настоящее время нами ведутся переговоры на проведение нескольких сделок, стоимость которых превышает 1,5 млрд. руб. по каждой», - рассказывает исполнительный директор Re:Sale Expert Павел Горбов.
География рынка. Основными центрами активности в сегменте готового бизнеса являются Московский регион, на него приходится 60% сделок, и Северо-Запад (преимущественно Санкт-Петербург и Ленинградская область) – 20%. Оставшуюся долю делят Крым – 10% и все остальные регионы – 10%.
Объем рынка. Совокупный объем рынка оценивается в 1 млрд. руб. в месяц при количестве сделок 350 шт. В годовом выражении это 12 млрд. руб. и 4,2 тыс. соответственно.
Динамика. С 2014 года рынок переживает взрывной рост: если в 2013 году совокупный объем всех сделок составлял 650 млн. руб. в месяц, то в 2014 это был уже 1 млрд. руб. Таким образом рост составил 54%. Первое полугодие 2015-го года также демонстрирует темпы роста примерно в 12%.
«Мы связываем это с кризисом в сегменте крупного бизнеса. Многие менеджеры среднего и высшего звена, оставшись без работы, ищут возможность сохранить прежний уровень жизни, инвестировав в бизнес, который может приносить стабильный доход», - отмечает Павел Горбов.
В компании выяснили циклическую закономерность роста предложения на рынке (см. график 1). Количество бизнесов «на продажу» сегодня связано с предыдущим кризисом 2008 года, после которого было открыто много новых предприятий. Средний цикл занятости предпринимателя одним бизнесом составляет примерно 5 лет. После этого срока собственник часто продает свое детище, стремясь либо к новому уровню дохода, либо к новой сфере деятельности. Таким образом, на 2014-2016 приходится пик продаж новых бизнесов, созданных в 2009-2011 годах. Сегодня новых предприятий создается меньше, чем в предыдущий период, поэтому в перспективе год-два в компании ожидают стабилизации рынка, а к 2017-2018 гг. спада на уровне 10-15% ежегодно.
Павел Горбов: «Рынок неизбежно просядет после бурного роста. Бизнес-брокеры, которые воспринимают себя лишь как посредник между покупателем и продавцом, не выдержат конкуренции и уйдут. Сегодня задачей бизнес-брокера становится предоставление полного спектра услуг предпринимателю в целях развития его бизнеса. Полное его сопровождение, от подготовки к покупке и проверки чистоты и перспектив бизнеса, до ведения и помощи после – чтобы наладить работу и начать получать доход. Мы в Re:Sale Expert, считая своей целью развитие предпринимательства в России, собрали лучших и опытных профессионалов в юриспруденции, финансах, рекламе для того, чтобы по-настоящему, «в долгую» помогать людям, которые хотят развивать свой бизнес».
Количество бизнес-брокеров за последние годы также увеличилось. В Re:Sale Expert отмечают, что компаний, которые постоянно работают на рынке и в ежедневном режиме ведут сделки на протяжении хотя бы 3-х лет, всего пять. Еще пять, которые работают 3 года, но с перерывами, от сделки к сделке. Остальных сложно рассматривать как серьезных игроков. На сегодняшний день на рынке насчитывается всего 26 компаний бизнес-брокеров. При том, что в 2014 году их было порядка 40. То есть за год половина из «непостоянных» участников уже самоликвидировались.
«Многим кажется, что это простой и легкий бизнес, - говорит Павел Горбов, - но стоит попробовать, чтобы понять, что это далеко не так. Выстроить работу системно и профессионально, так чтобы клиент тебе доверял, способны немногие. Например, только в нашей компании заключается 3-х сторонний договор, где мы фигурируем наряду с покупателем и продавцом, выступая как ответственная сторона. Никто больше так не делает. Большинство думают, достаточно свести стороны, получить свою комиссию и можно забыть о клиенте».
Сегменты рынка. Наиболее популярным и динамично развивающимся направлением на рынке сегодня является туристическое. Хостелы в Москве и Петербурге ценой в 1,5-2 млн. руб. сейчас реализуются темпами 20 шт. в месяц. В 2014 году этот показатель составлял 10 шт., еще годом ранее – 5-6 шт. Таким образом ежегодный рост – 100%.
В компании связывают подобную динамику с предстоящим в 2018 году чемпионатом мира по футболу, а также общей неукомплектованностью двух столиц гостиницами подобного типа и уровня цен. Сегодня в Москве насчитывается порядка 400 хостелов, в Питере – 800, при потребности минимум в 1000 шт.
Также пользуются спросом мини-пекарни. Цена такого бизнеса до 1 млн. руб. В прошлом году их количество на рынке было в среднем 1 в месяц, сегодня 3-4 в месяц, темпы роста – 300-400%. Размещенные в спальных районах, такие пекарни достаточно быстро окупаются.
Еще один лидер продаж – производство строительных материалов. Стоимость предприятий 7-10 млн. руб. Рост количества сделок в отношении к 2014 году – 200%. «Падение цен на рынке недвижимости обеспечило предложение в данном сегменте, прогнозируемый вскоре рост стимулирует спрос со стороны в том числе очень серьезных, крупных организаций, которые точно знают, что они делают», - комментирует Павел Горбов.
Вопреки расхожему мнению, в секторе АПК повышенной активности не наблюдается. В Re:Sale Expert считают, что основные инвестиции на рынке сельхозпродукции совершаются в ином ценовом сегменте: крупные агрохолдинги проводят сделки, которые относятся к слияниям и поглощениям.
В компании отметили, что влияние западных санкций также не отражается на российском рынке купли-продажи бизнеса. Основной покупатель, как и продавец, – внутренний, размеры бизнеса небольшие, поэтому внешняя конъюнктура напрямую на рынке не сказывается.