Объединенная рабочая группа по сопровождению иностранных инвесторов (ОРГ) более года помогает российскому и зарубежному бизнесу находить проекты для инвестиций и осваивать новые рынки. Деловое сообщество стало инициатором обсуждения в рамках Межотраслевого промышленного форума «Реальные инструменты для реального бизнеса» текущего состояния внешнеэкономической деятельности, а также перспектив международного партнерства.
Как отметил Никита Макаров, модератор встречи, директор департамента по связям с органами государственной власти ГК «Портал Групп», руководитель аппарата Объединенной рабочей группы по сопровождению иностранных инвесторов, «многим кажется, что введенные против России санкции и непростой экономический контекст блокируют возможность совместной работы с иностранцами. Но в действительности наша страна сохранила большинство деловых связей, а некоторые наоборот укрепила. Кроме того, текущая экономическая ситуация создала новые возможности партнерства, информацию о которых крайне важно донести до отечественных предпринимателей».
По словам Владимира Солоницкого Генерального секретаря RTIB, Чрезвычайного и Полномочного Посла в отставке, в ближайшие годы одним из ключевых партнеров России станет Турция. «Сотрудничество стран началось еще в 30-х годах XX века, экономики государств не конкурируют, а дополняют друг друга, совместно реализуются многие инициативы, в том числе среднесрочная программа торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Все это создает прочный фундамент для долгосрочных отношений. К настоящему моменту удельный вес России во внешней торговли Турции уступает только Германии, а к 2020 году товарооборот между странами должен достигнуть 100 млрд. долларов», - отметил эксперт. Кроме того, уже сейчас с турецкой стороны наблюдается повышение интереса к локализации производств в России и строительству складских помещений, а также к сельскохозяйственным проектам.
Сотрудничество с российским бизнесом также привлекательно и для «стран персидского залива», в первую очередь Объединенных Арабских Эмиратов, которые стараются уменьшить американское и британское лобби. Кроме того, положительную роль в становлении и развитии отношений с нашей страной сыграла позиция Владимира Путина относительно Сирии. Алексей Бусев, Председатель комиссии по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами в ОАЭ Московской Торгово-Промышленной Палаты, подчеркнул, что «сейчас основные проблемы – отсутствие достаточной информации о возможностях взаимовыгодного сотрудничества и конкретных инвестиционных проектах и слабое развитие малого и среднего бизнеса в нашей стране.
«Товарооборот России с Индонезией составляет 4 млрд. долларов, со странами АСЕАН – около 30 млрд. долларов, и нам, мой взгляд, у этого партнерства огромный потенциал», - сообщил Джаухари Оратмангун, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индонезия в Российской Федерации и Республике Беларусь. Россия и Индонезия успешно взаимодействуют в гражданском авиастроении, автомобилестроении и машиностроении. Расширяется сотрудничество в горнодобывающей области и транспортной инфраструктуре. Российские компании активно работают в Индонезии. РЖД строят дорогу специального назначения для перевозки угля на острове Калимантан. На Западном Калимантане «Русал» совместно с ArbayaEnergi разрабатывает боксито-глиноземный комплекс мощностью 1,8 млн тонн глинозема в год. В стадии проработки находятся проекты «Ви Холдинга» по переработке никельсодержащих руд в провинции Юго-Восточный Сулавеси. К совместным проектам существует устойчивый интерес со стороны предпринимателей как в России, так и в Индонезии. Они заинтересованы не только в соинвестировании, но и в обмене знаниями и современными технологиями.
На новый уровень вышло партнерство с Китаем. Леонид Вахтин, заместитель генерального директора Китайско-Русской Торговый Палаты, обратил внимание, что если до событий прошлого года мы в основном осуществляли закупки в КНР, то теперь наоборот - в связи с ослаблением курса рубля, выгоднее везти товары из России. Однако необходимо понимать, что иностранный бизнес заинтересован не в помощи нашей стране в реализации программы импортозамещения, а в бизнес-плане, способном принести доход. «Сегодня наша страна может вложить только 20% от предполагаемой стоимости проекта, остальное готовы компенсировать китайцы. Но при условии предоставления гарантий со стороны государства либо ведущих банков», - пояснил эксперт. При этом отечественным предпринимателям не стоит ожидать оперативных решений по партнерству, что вызвано особенностями китайского менталитета.
С точки зрения Эдоардо Кривелларо, менеджера отдела корпоративных финансов KPMG, культурные особенности и скорость принятия решений наиболее сложные моменты в привлечении иностранных партнеров по бизнесу. Михаил Дубов, генеральный директор «Евразийского инжинирингового центра», выделил также незнание внутренних законов. «В Индии мало общенациональных проектов, развит, скорее, национальный бизнес. Страна поделена на 29 штатов, в каждом из которых свое законодательство. А некоторые из отраслей просто закрыты для иностранцев, хотя, возможно, в ближайшую пару лет ситуация изменится в лучшую сторону», - подчеркнул эксперт.
«Иностранных инвесторов настораживает зависимость российской экономки от цен на нефть и ограничения по трансферу технологий и доступу к рынку капиталов в связи с санкциями. Но снижение стоимости рубля в сочетании с мерами государственной поддержки, которую российское правительство оказывает компаниям, создает очень благоприятные условия для захода иностранного бизнеса в Россию» - заметил Эдоардо Кривелларо. С ним согласна и Мария Маякина, директор отдела по сопровождению корпоративных сделок KPMG. Эксперт отметила, что «согласно данным статистики уменьшились суммы одинарных сделок, инвесторы стали осторожнее и предпочитают более мелкие проекты. Однако потенциал развития сделок между российскими и иностранными партнерами есть».