По мнению опрошенных малых предприятий, в кризисный период 2009 года новые предприятия стали появляться чаще, чем в 2007 году, когда экономика демонстрировала рост.
Известно, что в периоды очень благоприятной конъюнктуры и роста экономики растет число добровольных предпринимателей. А в периоды упадка и кризисов – растет число «вынужденных». Возможно, что открытие нового бизнеса связано именно с тем, что значительная часть работников крупных предприятий оказывается без работы, что толкает их на путь «вынужденного предпринимательства». Таким образом, может происходить ротация бизнеса на рынке: уходят «добровольные», а приходят предприниматели «поневоле».
Однако, поскольку объективная статистика (данные Росстата) фиксирует общее сокращение числа зарегистрированных малых предприятий в России (в первом квартале – почти на 20%), это может означать следующее: «вынужденный бизнес», рождаясь, официально не регистрируется., а число ушедших с рынка превышает число «вновь родившихся». Сама скорость ротации (выхода и входа) может увеличиваться.
Возможно, это также связано с тем, что предприниматели (как действующие, так и «начинающие») считают кризис благоприятным временем для открытия бизнеса по принципу «старт лучше делать не на гребне волны».
В любом случае приведенные ниже данные демонстрируют субъективные представления самих малых предприятий, их ощущения частоты рождения новых бизнесов на сегодняшний день.
Для справки:
В рамках проекта было проведено анкетирование 300 руководителей малых предприятий в 4 субъектах Российской Федерации: Москве (25,3%), Новгородской (24,7%), Томской (25,0%) и Ростовской (25,0%) областях. Опрос проводил в 2009 году АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» по заказу Научного Фонда теоретических и прикладных исследований «Либеральная миссия».
Источник: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), www.nisse.ru