Популярность безналичных способов оплаты в интернет-магазинах выросла за 3 года в 4-6 раз.
Аналитический центр интернет-магазина детской обуви «Ботинок.ру» провел анализ изменения предпочтений пользователей в способах оплаты заказов, сделанных дистанционно. В качестве базы для сравнения выбрана ситуация 2012 года. Связано это, в первую очередь, с тем, что в это время многие интернет-магазины обеспечили возможность приема платежей практически по всем каналам, которые используются и в настоящее время.
По данным исследований, доля безналичных платежей при оплате заказов, доставляемых курьерами интернет-магазинов, увеличилась с 10% в 2012 до 40% в 2015 году. А при оплате заказов, доставляемых почтой и компаниями экспресс-доставки, также увеличилась с 13% в 2012 до 76% в 2015 году.
Оплата заказов интернет-магазинов в 2012 году.
Основными способами оплаты заказов в 2012 году были наличными курьеру (87-95% платежей) и наложенный платеж для почтовых заказов (50-75% платежей). Связано это было как с опасениями клиентов за безопасность электронных платежей, так и с нежеланием интернет-магазинов работать с интернет-эквайрингом по причине сложности подключения, высоких требований со стороны банков, высокими комиссиями и весьма скромным ростом продаж у тех, кто решился принимать платежные карты.
В итоге, из безналичных способов оплаты были популярны платежи электронными деньгами (Яндекс. Деньги, Web Money). На их долю приходилось 5-8% от числа оплаченных заказов. По данным исследований аналитического центра «Ботинок.ру», это было вызвано, в первую очередь тем, что суммы в электронных кошельках редко бывали значительными и часто переводились туда для оплаты конкретного заказа. То есть в случае мошеннических действий потери ограничивались бы небольшой суммой.
Для оплаты заказов, доставляемых почтой, в 2012 годы шла смена тенденции по выбору способа оплаты. С одной стороны, покупатели все еще предпочитали оплату на почту при получении, но, с другой стороны, этот способ оплаты имел весьма серьезный недостаток для интернет-магазинов – низкую выкупаемость таких заказов. В некоторых сегментах (связанных со спонтанными покупками, в первую очередь) она падала ниже 50% и приводила к существенным убыткам. В итоге, отправлять заказы с наложенным платежом могли себе позволить только продавцы высокомаржинальных товаров, прибыль от продажи которых даже при 50% отказов от выкупа покрывала убытки от невыкупленных заказов.
Таблица 1 Структура способов оплаты заказов при курьерской доставке в 2012 году
Оплата наличными курьеру 90%
Предоплата электронными деньгами 5%
Предоплата банковской картой 3%
Прочие способы оплаты 2%
Таблица 2 Структура способов оплаты для почтовой доставки в 2012 году
Наложенный платеж 62%
Предоплата на счет в банке 23%
Предоплата электронными деньгами 10%
Предоплата банковской картой 3%
Прочие способы оплаты 2%
Способы оплаты заказов в интернет-магазинах в 2015 году.
К 2015 году в структуре платежей за заказы в интернет-магазинах произошли кардинальные изменения – если 2-3 года назад интернет-магазин мог не принимать банковские карты к оплате и почти ничего не терял от этого, до в 2014-2015 годах аналитическим центром «Ботинок.ру» была отмечена тенденция лавинообразного роста популярности безналичных платежей. Основными причинами этого являлись:
Активные действия банков, направленные на стимулирование использования зарплатных карт не только для снятия наличных, но и для оплаты товаров и услуг – бонусные программы, cash-back, различные стимулирующие программы
Повышение безопасности онлайн транзакций по банковским картам за счет применение технологии 3D-secure и операций с физическим присутствием карты за счет использования микрочипов.
Популяризация сервиса «Сбербанк-онлайн», а также систем «интернет-банк» в других банках за счет упрощения работы с ними кардинального улучшения интерфейсов этих систем.
2-3 кратное снижение комиссии за транзакции по картам для интернет-магазинов до приемлемых 2-3,5% даже при очень скромных оборотах.
Кардинальное улучшение технических аспектов интеграции сайта интернет-магазина с платежными системами – они не требуют сколь-либо серьезных доработок сайта при том, что обеспечивают высокий уровень безопасности таких транзакций.
Кардинальное улучшение скорости работы мобильного интернета, что позволило использовать терминалы по приему платежных карт курьерами интернет-магазинов без продолжительного ожидания авторизации в лучшем случае и отказов в авторизации в худшем лишь по причине неустойчивости соединения мобильного интернета.
Таблица 3 Структура способов оплаты заказов при курьерской доставке в 2015 году
Оплата наличными курьеру 60%
Оплата платежной картой курьеру 27%
Предоплата платежной картой на сайте 8%
Предоплата электронными деньгами 3%
Прочие способы оплаты 2%
Таблица 4 Структура способов оплаты для почтовой доставки в 2015 году
Предоплата платежной картой на сайте 48%
Предоплата через интернет-банк 24%
Наложенный платеж 11%
Предоплата банковским переводом через отделение банка 10%
Предоплата электронными деньгами 4%
Прочие способы оплаты 3%
Таким образом, доля безналичных платежей при оплате заказов, доставляемых курьерами, увеличилась с 10% в 2012 до 40% в 2015 году. А доставляемых почтой и компаниями экспресс-доставки, также увеличилась с 13% в 2012 до 76% в 2015 году.
Источники информации для анализа способов оплаты
Анализ способов оплаты в интернет-магазине «Ботинок.ру».
Интервью и анкетирование клиентов интернет-магазина «Ботинок.ру».
Интервью и анкетирование клиентов розничного магазина «Ботинок.ру».
Анализ способов оплаты клиентов партнеров, которые работают в сегментах детской обуви и детской одежды.
Анализ способов оплаты клиентов партнеров, которые работают в сегментах, не связанных с детской обувью и детской одеждой.
Справка о компании
Интернет-магазин детской обуви Ботинок.ру является одним из старейших интернет-магазинов детской обуви на российском рынке – сайт был запущен в 2005 году. Основное направление деятельности – розничная продажа детской обуви марок Минимен, Куома, Котофей, Демар, Тотто. Интернет-магазин осуществляет курьерскую доставку по Москве и Санкт-Петербургу, а также почтовую доставку по всей территории России и в Казахстан. Кроме того, наши клиенты могут воспользоваться сетью из 250+ пунктов выдачи заказов в 100+ городах России.
С мая 2011 года в компании создан аналитический центр, задачей которого является мониторинг рынка детской обуви и выработка маркетинговой стратегии компании.