Национальное объединение Технологического и ценового аудита (НО ТЦА) подготовило один из основополагающих Стандартов своей деятельности, регламентирующий проведение публичного технологического и ценового аудита (СТЦА №2).
«Мы продолжаем реализацию масштабного проекта по подготовке Стандартов деятельности технологических и ценовых аудиторов, - говорит Президент НО ТЦА Анна Лупашко. – Стандарт проведения ТЦА стал вторым этапом на пути внедрения единых нормативов для всех членов Объединения. Наша цель – разработка общих правил для проведения технологического и ценового аудита, которые впоследствии станут основой для совершенствования нормативной правовой базы и разработки законодательства о ТЦА». В соответствии с Указом президента РФ Владимира Путина и поручениями российского Правительства, публичный технологический и ценовой аудит является обязанностью, однако отсутствие единых стандартов не позволяет выполнять эту обязанность в полной мере. Разрабатываемые НО ТЦА нормативы позволят заполнить этот пробел и сделать процесс реализации крупных инвестиционных проектов с государственным участием более прозрачным и эффективным.
СТЦА №2 описывает порядок и принципы проведения публичного технологического и ценового аудита. Стандарт устанавливает четкую классификацию проектов по стадиям реализации, описывает особенности и требования к проведению ТЦА на каждой из них, а также содержит правила построения, изложения и оформления отчетности.
«Стандарт проведения публичного технологического и ценового аудита содержит краткое описание основных идей проведения тца на различных стадиях реализации инвестпроектов, - рассказывает глава Комитета по стандартам НО ТЦА Юлия Стефанишина. – Стандартом установлена классификация инвестиционных проектов по трем этапам: «Обоснование инвестиций», «Проект» и «Строительство и сдача в эксплуатацию». Для каждого из них установлен собственный перечень пунктов, которые должны в обязательном порядке входить в отчет по результатам проведения технологического и ценового аудита».
Кроме того, СТЦА №2 включает раздел, посвященный критериям качества отчета по результатам проведения технологического и ценового аудита. Помимо описания достигнутых целей и решенных задач, установленных в техническом задании, отчет должен содержать обоснованные рекомендации и однозначные выводы, ссылки на использованные источники информации, примеры схожих по характеристикам проектов и т.д.
Одним из важных пунктов СТЦА №2 является анализ доли содержания в проекте российских продуктов и услуг, поставляемых российскими производителями, а также изучение возможности импортозамещения в проекте.
«Практика оценки целесообразности замены предлагаемых технических и технологических решений российскими аналогами на сегодняшний практически полностью отсутствует, - комментирует член Правления НО ТЦА Борис Ярышевский. – Мы же считаем, что для стимулирования импортозамещения внедрение данной меры является обязательным. НО ТЦА направило соответствующие предложения в рабочую группу президиума Госсовета РФ по вопросу импортозамещения в промышленности. Однако уже сегодня, не дожидаясь внесения изменений в законодательство, мы сделали анализ возможности импортозамещения в проекте при проведении технологического и ценового аудита обязательным для всех членов НО ТЦА».
Ранее в этом году НО ТЦА уже представило Кодекс этики технологических и ценовых аудиторов (СТЦА №1). На 2015 год также запланирован выпуск Стандарта по квалификации технологических и ценовых аудиторов и Стандарта по квалификационным требованиям к экспертным организациям.
Справка
Некоммерческое партнерство «Национальное объединение технологического и ценового аудита» (НО ТЦА) создано для реализации задач по повышению эффективности расходов с государственным участием (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике").
НО ТЦА ставит своей целью консолидацию усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для создания рынка технологического и ценового аудита, профессии аудитора, а также скорейшего внедрения механизма независимого публичного технологического и ценового аудита (ТЦА).
На сегодняшний день с использованием механизмов публичного технологического и ценового аудита в России реализованы проекты с рядом государственных компаний и корпораций, в том числе с ОАО «РЖД», ГК «Автодор», ОАО «Русгидро», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети» и т.д. По данным на конец ноября 2014 года, совокупная выявленная экономия от публичного технологического и ценового аудита этих «пилотных» проектов составила более 60 млрд. рублей.
Среди задач НО ТЦА – разработка национальных стандартов и стандартов организаций для проведения аудита, работа по совершенствованию нормативной правовой базы и требований к экспертным организациям, развитие компетенций и квалификаций специалистов, оказывающих услуги по технологическому и ценовому аудиту. Для реализации этих задач НО ТЦА привлекает ведущие институты и отраслевых экспертов из крупнейших международных и отечественных компаний, представителей государственных учреждений. Президентом НО ТЦА является Анна Лупашко, эксперт Государственной Думы РФ, член Консультативного совета при Межведомственной комиссии Росфинмониторинга.