Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Интернет-торговля в России: ветер восточный». Её участники видят в онлайн-площадках из КНР угрозу российскому e-commerce. По мнению экспертов, отечественным интернет-ритейлерам следует повышать эффективность и искать свою нишу.
Глобальный объём онлайн-продаж достиг в прошлом году $1,5 трлн, в РФ – 713 млрд рублей (+31%), в том числе за счёт перехода клиентов из обычного ритейла в онлайн. Потребрынок РФ по-прежнему привлекателен, и совсем недавно на него вышел крупнейший мировой онлайн-ритейлер «Цзиндун» (JD.com), а число посетителей интернет-площадки AliExpress стремительно увеличивается. Участников организованной «Финамом» конференции беспокоит усиление позиций китайских онлайн-ритейлеров на российском рынке, однако не все из них склонны драматизировать ситуацию.
Основная масса российских игроков думает о том, как ликвидировать бизнес и уйти в другие отрасли, утверждает президент Ассоциации развития электронной коммерции, владелец Liveinternet.ru Герман Клименко. «Между отечественным e-commerce и розничным импортом нет конкуренции. Есть выживание. Есть постоянный рост долгов и невозможность инвестировать в инфраструктуру. Нет ни одной причины, если государство оставит таможенное и налоговое регулирование без изменений, чтобы кто-то из отечественных игроков пожил бы больше пары лет».
Российским ритейлерам электроники расслабляться точно не стоит, говорит руководитель по электронной коммерции Itella в России Дмитрий Лобанов: «На Alibaba заказывают огромное количество электроники, смартфонов, планшетов, которые дешевле и не уступают качеством представленным в России. Такие бренды, как ZTE, Meizu, Xiaomi (который стал самым популярным в Китае), неблагозвучный для нас Zopo и пр. – серьёзная опасность для местного предложения, и занимают всё большую долю рынка». По мнению г-на Лобанова, отечественным интернет-магазинам нужно искать свою прочную нишу на рынке, лучше работать с ассортиментом, ценообразованием, смотреть шире и за пределы нашей страны – например, в тот же Китай.
Российскому интернет-бизнесу нужно учиться оптимизировать свои процессы и сокращать издержки, чтобы конкурировать с «пришельцами» из Китая, уверен операционный директор Softkey Алексей Фёдоров: «Безусловно, очень острая конкуренция будет в сегменте массовых потребительских товаров, одежды. Но есть множество ниш, которые китайские магазины не могут полноценно закрыть, например, продажа билетов, услуг, некоторых цифровых товаров и многого другого.
Есть другая проблема, и она – принципиальная. Китайцы продают в основном то, что сами производят. Недорогая рабочая сила и собственное производство делают товары из Китая конкурентоспособными по ценам. <…> И эта проблема выходит далеко за рамки интернет-торговли».
Впрочем, экспансия китайских игроков скажется не на всех сегментах e-commerce, прогнозирует начальник управления интернет-продвижения ритейлера «Связной» Михаил Морозов: «На рынке портативной электроники конкуренция может усилиться, прежде всего, в сегменте аксессуаров и, отчасти, в нише самых дешёвых телефонов. Также китайский сервис предпочтут те, кто хочет купить товары, не представленные в России – у существующих ритейлеров их в ассортименте нет в принципе. <…> Также нужно понимать, что если такие игроки выходят на российский рынок, им только предстоит построить необходимую для этого инфраструктуру. <…> Учитывая российскую географию и сложности логистики, построение такой системы может занять долгое время».
В свою очередь, аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин напоминает, что в России есть очень сильные локальные игроки. В частности, «Юлмарт» и Ozon показывают высокие темпы роста несмотря на сложную экономическую конъюнктуру: «Думаю, что жёсткая конкуренция с китайскими компаниями им идёт даже на пользу, заставляя инвестировать в качество сервисов и ассортимент».