Опрос, проведенный Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) по заказу фонда «Либеральная миссия», показал, что даже в условиях кризиса основные причины ухода малых предприятий с рынка не изменились (или изменились крайне незначительно) в сравнении с докризисным периодом. На первом месте сегодня, как и до кризиса – проблемы, вызванные внешним целевым окружением (потребители, конкуренты, партнеры, инвесторы). Правда, среди факторов, связанных с причиной ликвидации бизнеса, снизилось значение «законодательной среды» и «влияния власти» как таковой.
При ликвидации бизнеса на несформировавшихся рынках более значимыми являются проблемы, вызванные целевым окружением и проблемы управления предприятиями. Напротив, на сформировавшихся рынках значимей, чем на несформировавшихся, стали проблемы законодательства и взаимоотношений с властями.
По сравнению с 2007 годом участились случаи ликвидации малых предприятий (в официальном порядке) и случаи фактического прекращения деятельности (без прохождения официальной юридической процедуры ликвидации).
В целом респонденты стали чаще «откликаться» на данный вопрос анкеты, что может означать рост значимости этой реалии в головах руководителей МП (опасения относительно судьбы собственного бизнеса).
Для справки:
В рамках проекта было проведено анкетирование 300 руководителей малых предприятий в 4 субъектах Российской Федерации: Москве (25,3%), Новгородской (24,7%), Томской (25,0%) и Ростовской (25,0%) областях. Опрос проводил в 2009 году АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» по заказу Научного Фонда теоретических и прикладных исследований «Либеральная миссия».
Источник: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), www.nisse.ru