Профессионалы рынка новостроек в один голос говорят о том, что сейчас самое лучшие время для оформления ипотечного кредита. Специалисты Ипотечного центра инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet – лидера продаж новостроек Московского региона – подготовили обзор аргументов в пользу оформления ипотеки в ближайшее время: низкие процентные ставки, вероятность завершения программы субсидирования осенью этого года, маркетинговые ставки от застройщиков, смягчение требований к аккредитуемым объектам и упрощение оформления ипотеки в коммерческих банках.
1. Процентные ставки на уровне середины 2014 года
На сегодняшний день ставки по программам субсидирования находятся на уровне 11,5-12%, что соответствует показателю середины 2014 года. Несмотря на снижение ключевой ставки до 11,5%, средние проценты по стандартным программам остаются на уровне 14-15% и значительного уменьшения их до уровня программ с субсидированием в ближайшее время не предвидится.
2. К концу года ипотека с господдержкой может закончиться
Объем государственных средств, выделенных на субсидирование ставок, ограничен 20 млрд рублей, ежемесячно банки выдают кредит на сумму не менее 300 млн рублей, а в программе участвует порядка 40 банков. К осени лимит средств может исчерпаться, а с учетом того, что ключевая ставка опустилась, и продажи на рынке так или иначе идут, государство вполне может отказаться от дальнейшей поддержки сферы ипотечного кредитования, отдав развитие рынка новостроек на откуп рыночным механизмам. В целом же завершение программы запланировано на конец года, поэтому другой путь развития событий может означать, что банкам будут выделены дополнительные средства для продления действия субсидированных ставок.
3. Маркетинговые ставки от застройщиков
«С началом кризиса многие застройщики освоили новый маркетинговый ход – субсидирование ставок по программам с господдержкой. Работает эта схема следующим образом: застройщик из собственных средств выплачивает банку разницу между официальной ставкой банка и маркетинговой ставкой, уставленной самим застройщиком. Более низкой ставкой по кредитам покупатели могут воспользоваться как на время строительства проекта, так и на весь срок кредитования, если выделенных застройщиков средств для этого достаточно. Ставки по программам с маркетинговой ставкой колеблются в весьма широком диапазоне: от 1% до 10-11%. Гарантией для заемщика, что застройщик “не передумает” субсидировать ставку является кредитный договор, где прописаны сроки действия и размер маркетинговой, а также стандартной ставки, которая начнет действовать после завершения срока субсидирования, если он ограничен. При этом покупателю предлагается свободный выбор между прямой скидкой на объект и получением маркетинговой ставки, то есть более отсроченной, но аналогичной выгоды», – рассказывает Алексей Новиков, руководитель Ипотечного центра Est-a-Tet.
4. Некоторые банки смягчили требования к аккредитуемым объектам
Сейчас многие коммерческие банки смягчили требования к аккредитуемым объектам с целью привлечь как можно большее число объектов и расширить линейку предложений. Так, некоторым из них достаточно того, что объект аккредитован в крупных госбанках, если нет – то запрашивается минимальный пакет документов. Госбанки в этом смысле «держат планку» и тщательно проверяют опыт работы застройщика, а также ориентируются на степень готовности объекта. Больше привилегий традиционно получают самые крупные девелоперы, давно работающие на рынке, – их объекты могут аккредитовать и на котловане.
5. Оформить ипотеку в коммерческих банках стало проще
Условием участия в программе субсидирования ипотеки для банков является определенный объем выданных кредитов – 300 млн рублей. Госбанки довольно легко проходят такую планку, а вот коммерческим банкам, чтобы остаться в программе, приходиться более активно привлекать клиентов и в ряде случаев идти на уступки заемщикам. В частности, коммерческие банки стараются предложить ставки ниже госбанков – не 11,9-12%, а 11,5%.