25 мая 2015 года директор саморегулируемой организации «Микрофинансирование и Развитие» Андрей Паранич выступил на конференции «Финансовое поведение населения в кризис. Банкротство физических лиц», организованной «Аналитическим банковским журналом». Он рассказал об особенностях процедуры банкротства физических лиц – заемщиков МФО.
Андрей Паранич напомнил, что финансовая организация сможет инициировать процедуру банкротства, только если долг заемщика превышает 500 тысяч рублей. В силу специфики займов МФО, таких долгов в микрофинансовом сегменте очень мало. Таким образом, микрофинансовые организации не смогут активно пользоваться этим инструментом.
Для заемщика пороговая сумма для инициации процедуры банкротства не установлена, что теоретически позволяет должникам микрофинансовых организаций объявить себя банкротом. Для того чтобы понять, воспользуются ли клиенты МФО процедурой банкротства граждан, директор СРО «МиР» предложил подробнее рассмотреть портрет заемщика МФО и стратегии его поведения в неблагоприятных условиях.
Значительная доля аудитории микрофинансовых организаций находятся в сегменте subprime. Это заемщики, которые по тем или иным причинам не могут получить кредит в банке – либо банк недоступен клиенту в силу территориальной удаленности, либо банк отказал заемщику в кредите, либо заемщик не может предоставить все необходимые банку документы (например, подтвердить доход или стаж работы). Поэтому анализ поведения заемщиков, попавших в трудное финансовое положение, очень важен для микрофинансового сегмента.
Опыт МФО показывает, что значительная доля заемщиков в случае нехватки средств на возврат займа предпочитают перекредитоваться в другой компании (банке или МФО). Как правило, собственных средств на возврат новой задолженности заемщик также не может найти, что заставляет его обращаться за займом уже в третью организацию, строя таким образом собственную финансовую пирамиду. Также заемщики неохотно идут на контакт с кредитором. Большинство граждан не верят, что банк или МФО сможет помочь им в сложившейся ситуации, и даже не пытаются договориться о реструктуризации задолженности.
Кризис привнес свои коррективы в стратегии поведения заемщиков. Одной из проблем граждан становится ложная финансовая грамотность – с ухудшением экономической обстановки количество информационных сообщений экономической и финансовой тематики возрастает. Это создает у человека иллюзию, что он начал лучше разбираться в финансовых вопросах. Однако поведение граждан демонстрирует, что это не так.
Еще одной приметой кризиса стала активизация «раздолжнителей» - компаний, обещающих помочь гражданам избавиться от задолженности перед финансовыми организациями. В основном деятельность таких компаний сводится к составлению различных жалоб и претензий с требованием списать долг, но, поскольку для списания долга нет никаких законных оснований, реальной помощи заемщику они не оказывают. Андрей Паранич отметил, что раздолжнители очень творчески подходят к составлению претензий и, вероятно, не упустят возможности использовать в своей работе и вступающий в силу закон о банкротстве.
Число банкротств физических лиц будет во многом зависеть от информационного фона и настроя граждан. Если доверие к финансовому сектору со стороны населения будет по-прежнему низким, то заемщики предпочтут и дальше уклоняться от общения с кредитором, обращаясь за решением своих проблем к государству (в том числе и через процедуру банкротства). Если же гражданам удастся разъяснить, что платить по долгам надо, а процедура банкротства – это крайняя мера, прибегать к которой стоит только в безвыходных обстоятельствах, большого числа банкротств удастся избежать.
Практика судебных разбирательств с должниками МФО показывает, что инициация должником судебного процесса еще не говорит о его готовности пройти всю процедуру от начала и до конца. Этот опыт позволяет предположить, что и в случае с банкротством рынку стоит ожидать всплеска активности по подаче заявлений на банкротство, однако далеко не каждое заявление превратится в полноценный процесс банкротства.
«Банкротство гражданина имеет важную социальную миссию, оно позволяет найти выход тем, кто попал в действительно сложную финансовую ситуацию. Но массовым банкротство граждан не станет, - отметил Андрей Паранич. – Необходимо искать способы наладить диалог между кредитором и должником для мирного решения возникающих проблем».
Напомним, что поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)», регламентирующие процедуру банкротства граждан, вступят в силу 1 июля 2015 года. Данная мера позволит заемщикам – физическим лицам, попавшим в трудное финансовое положение, инициировать процедуру банкротства и хотя бы частично удовлетворить требования кредиторов. Процедура банкротства будет доступна и клиентам микрофинансовых организаций.