Формат оптово-продовольственных рынков и баз России сложился во времена распада Советского Союза. Большинство проблем оптовой торговли пришло из “лихих девяностых”. Высокая степень криминальности, несоответствующие санитарные условия, нелегальный оборот наличных средств, притеснение конкуренции и многое другое повлияло на их формирование, вызвав недовольство общественности. При решении этой проблемы было решено обратиться к заграничному опыту.
Парижский Ранжис, наравне с испанскими МеркаМадрид и МеркаБарса, на сегодняшний день являются эталонными примерами оптовых продовольственных рынков. Говоря об эталоне, мы подразумеваем устройство торговли, которая обеспечивает потребности десятков тысяч корпоративных покупателей и значительный товарооборот. Например, Ранжис обслуживает более 29 000 посетителей в день! Главным требованием ко всем продуктам остается свежесть и соответствие санитарным нормам.
Инфраструктура таких рынков проста, однако, стоит перенять опыт организации механизма менеджмента, контроля и принципов работы. В Ранжис проблему вывоза отходов решает построенный рядом мусоросжигательный завод, а ежедневной поставкой льда занимается соседствующая фабрика. Создать подобную инфраструктуру возможно, но заставить ее работать на благо покупателей - это задача, которую возможно решить, анализируя французский и испанский опыт. Управляющий партнер УК “Группа 100” Кузнецов Тимофей Игоревич отмечает: «В вопросах организации управления мегарынками не стоит «изобретать велосипед», достаточно перенять успешный опыт европейцев. Это будет дешевле, эффективнее и быстрее…»
Московское правительство планирует строительство трех рынков, аналогичных Ранжис, что подтверждает, что такой подход поддерживается государством. А это значит, что в ближайшие годы картина в оптовой торговле продовольствием изменится к лучшему.