Механизм обязательного банковского сопровождения инвестиционных контрактов с государственным участием должен быть дополнен обязательным прохождением процедуры технологического и ценового аудита, считает Член Правления Национального объединения Технологического и ценового аудита (НО ТЦА) Борис Ярышевский, принявший участие во Всероссийской конференции «Ситуация в строительной отрасли». Мероприятие было организовано по поручению первого вице-премьера Российской Федерации И.И.Шувалова.
Обязательное банковское сопровождение госконтрактов подразумевает мониторинг или обслуживание всех выполняемых платежных операций банком, выступающим посредником между государством и исполнителем контракта. Этот механизм был введен с 1 июля 2014 года новыми положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно Постановлению Правительства РФ №963 от 20.09.2014, банковское сопровождение является обязательным, если начальная цена контракта превышает 10 млрд рублей.
По мнению Бориса Ярышевского, Постановление №963 нуждается в доработке. В частности, порог для обязательного привлечения банковского сопровождения должен быть постепенно снижен с 10 млрд до 5, 3, 1,5 млрд рублей, чтобы впоследствии гармонизировать его с другими инструментами контроля расходов с госучастием.
В рамках Всероссийской конференции «Ситуация в строительной отрасли» состоялся обмен мнениями с представителями крупнейших российских банков – ОАО «Сбербанк», ОАО «Газпромбанк» и ОАО «Банк Москвы». Было принято решение отдельно проработать вопрос о развитии банковского сопровождения и технологического ценового аудита.
«Одно из наших предложений – это разработка пакета санкций, которые будут применяться к инвестиционным проектам с государственным участием, - говорит Борис Ярышевский. – Например, если в ходе проработки проекта, его стоимость увеличилась более чем на 20-30%, должен вводиться инструмент обязательного банковского сопровождения инвестиционного проекта. Причем еще до этапа строительства и в принудительном порядке». Это позволит, с одной стороны, расширить практику применения этого механизма, а с другой стороны – существенно увеличит качество инвестиционного планирования и проработки проектов.
Проработка инвестиционных проектов в принципе является слабым местом инвестиций с госучастием, хотя есть и исключения на уровне компаний и отдельных отраслей. Так, например, в электроэнергетике большая часть нормативной базы в инвестиционной деятельности сформирована. Существует приказ Минэнерго от 24 марта 2010 г. N 114, который утверждает формы инвестпрограмм субъектов энергетики. В этом же приказе есть Приложение № 2.3 «Финансовая модель по проекту инвестиционной программы», обязывающее компании детально прорабатывать инвестиционные проекты на ранней стадии. Однако и это требование зачастую не исполняется.
Модель, предложенная НО ТЦА, может быть распространена на все проекты, независимо от того, реализуются ли они в рамках ФАИП, ФЦП или за счет собственных средств хозяйствующих субъектов с госучастием.
Среди других предложений НО ТЦА по развитию инструмента банковского сопровождения были озвучены такие инициативы, как распространение банковского сопровождения на инвестпрограммы субъектов естественных монополий и разработка стандарта оказания услуг по банковскому сопровождению госконтрактов. Данный пакет предложений был представлен во исполнение поручений Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, озвученных на заседании 7 апреля 2015 года.
«Банковское сопровождение госконтрактов, так же как и технологический и ценовой аудит, - это новый инструмент, призванный повысить эффективность расходования бюджетных средств, - комментирует Борис Ярышевский. – Кроме того, законодательством предусмотрено оказание банками услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ или услуг условиям контракта».
Привлечение в качестве экспертов технологических и ценовых аудиторов даст возможность кредитным организациям выполнять возложенную на них Правительством РФ обязанность на более высоком уровне и применять банковское сопровождение не только на этапе строительства, но и на этапе сдачи объекта и его эксплуатации. Такой опыт у банков уже есть в рамках проектного финансирования. Соответственно, ТЦА должен стать неотъемлемой частью банковского сопровождения большинства крупных госконтрактов.
Всероссийская конференция «Ситуация в строительной отрасли» прошла 15 мая 2015 года в здании Правительства Московской области. В совещании приняли участие: Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, главы Минстроя РФ Михаил Мень и Минтруда РФ Максим Топилин, губернатор Московской области Андрей Воробьев, председатель правления Сбербанка РФ Герман Греф, генеральный директор АИЖК Александр Плутник, президент Всероссийской ассоциации «Национальное объединение застройщиков жилья» Леонид Казинец, первый вице-президент АСР Олег Солощанский, а также представители ведущих строительных и банковских организаций России.
Справка
Некоммерческое партнерство «Национальное объединение технологического и ценового аудита» (НО ТЦА) создано для реализации задач по повышению эффективности расходов с государственным участием (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике").
НО ТЦА ставит своей целью консолидацию усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для создания рынка технологического и ценового аудита, профессии аудитора, а также скорейшего внедрения механизма независимого публичного технологического и ценового аудита (ТЦА).
На сегодняшний день с использованием механизмов публичного технологического и ценового аудита в России реализованы проекты с рядом государственных компаний и корпораций, в том числе с ОАО «РЖД», ГК «Автодор», ОАО «Русгидро», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети» и т.д. По итогам 2014 года, совокупная выявленная экономия от публичного технологического и ценового аудита этих «пилотных» проектов составила более 60 млрд. рублей.
Среди задач НО ТЦА – разработка национальных стандартов и стандартов организаций для проведения аудита, работа по совершенствованию нормативной правовой базы и требований к экспертным организациям, развитие компетенций и квалификаций специалистов, оказывающих услуги по технологическому и ценовому аудиту. Для реализации этих задач, НО ТЦА привлекает ведущие институты и отраслевых экспертов из крупнейших международных и отечественных компаний, представителей государственных учреждений. Президентом НО ТЦА является Анна Лупашко, эксперт Государственной Думы РФ, член Консультативного совета при Межведомственной комиссии Росфинмониторинга, эксперт Агентства Стратегических Инициатив.