Представители Общероссийского народного фронта провели пресс-конференцию, во время которой сообщили, что ОНФ не снимает с контроля исполнение «майских указов» президента РФ, лидера Народного фронта Владимира Путина из-за «сложности получения объективных данных» по их реализации». Также была презентована интерактивная карта, которая отражает ситуацию в стране с исполнением указов главы государства.
На вопросы журналистов ответили сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов, член Центрального штаба Народного фронта, председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский, руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев и сопредседатель московского штаба Народного фронта, ректор «Высшей школы экономики» Ярослав Кузьминов.
По словам Бречалова, в 2015г. ОНФ взял на контроль 72 указа и поручения главы государства и рекомендовал снять с контроля только 5 поручений. Он также привел цифры за 2014 год: ОНФ рекомендовал снять с контроля из 142 указов и поручений только 20 процентов, 114 поручений не было снято с контроля.
Одной из главных причин, по которой поручения президента не снимаются с контроля ОНФ - это сложность в получении объективных данных. А когда нет отчетности у министерств появляется соблазн жонглировать цифрами» исполнения «майских указов» президента, сказал сопредседатель Центрального штаба ОНФ.
Бречалов также отметил, что многие указы выполняются по формальным признакам и добавил, что при реализации большого количества поручений отсутствует элемент качества исполнения.
В свою очередь Николай Николаев в ходе пресс-конференции рассказал об интерактивной карте выполнения «майских указов» главы государства.
«Мы создали эту платформу для коммуникаций. Это подарок министерствам и местным властям. И это не презентация, а платформа, чтобы люди могли присылать нам свои замечания. В целом, работа ОНФ в вопросе мониторинга исполнения поручений визуализирована», - отметил Николаев.
Он сообщил, что мониторинг проводился во всех регионах страны.
Экспертный опрос осуществлялся путем телефонных формализованных интервью, онлайн анкетирования, а также экспертных интервью
При оценке уровня исполнения указов президента РФ использовалась 4-х балльная система. «Мы выбрали группы по регионам от 50 до 150 человек.
Это представители различных союзов и общественных организаций. Получился коллектив в 11600 человек. Помимо этого, мы провели интервью с руководителями рабочих групп и сопредседателями региональных отделений ОНФ», - сказал руководитель Центра «Народная экспертиза».
По словам Николаева, мнение людей на местах часто не совпадает с отчетами правительства. Это, добавил он, особенно касается исполнения указа о переселении из ветхого и аварийного жилья: «Много исполнено некачественно, как это было в Туве».
При этом он подчеркнул, что по мнению кабмина снижается общий уровень смертности в ДТП, «однако в реалиях мы видим, что более сорока регионов показали увеличение смертности на дорогах».
Со своей стороны, Ярослав Кузьминов заявил, что «Высшая школа экономики» уже три года параллельно с Народным фронтом и Контрольным управлением администрации президента проводит анализ выполнения «майских указов» главы государства. Как отметил Кузьминов, выводы ВШЭ «совпадают или очень близки» с выводами ОНФ по исполнению «майских указов» президента России.
В Высшей школе экономики оценивают качество исполнения «майских указов» президента около 150 экспертов из различных отраслей экономики и сфер социальной жизни. «Они оценивают не только формальное исполнение указов, но и с точки зрения социальных и экономических возможностей страны», - сказал Кузьминов.
Кроме того, отмечает ректор ВШЭ, изменение внешнеполитических и экономических условий не требует корректировки показателей «майских указов» президента «И в подавляющем большинстве случаев даже целевых показателей», - подтвердил он.
По оценкам экспертов ВШЭ, к 2018 году исходя из сегодняшних темпов реализации «майских указов» будет выполнено только 53 процента содержащихся в указах пунктов. По 20 процентам выявлены значительные риски, в связи чем эксперты прогнозируют недостижение целей. «По примерно 20 процентам выявлены устранимые риски - это может быть неполное достижение. По этим позициям нужно принять энергичные меры», -высказал свое мнение Кузьминов.
Кузьминов выделил ряд факторов, влияющих на исполнение «майских указов» президента России.
«Первое - это недостаток ресурсов. Это касается, в первую очередь, социальной части указов. Второе - это выбор вариантов действий, порождающих негативный социальный эффект - это в основном реструктуризация социальных учреждений. Третье - это недостатки нормативно-методической базы, которые заставляют регионы исполнять указы таким образом, что конечный исполнитель - бюджетное учреждение, находится в условиях, когда оно должно выполнить показатель, не имея на это ресурсов. И последнее. Это неточно выбранный индикатор исполнения пунктов указа», - сказал он.
Что качается выступления Бадовского, то он рассказал о том, что граждане воспринимают Народный фронт как основного агента общественного контроля и взаимосвязи с президентом. «Граждане воспринимают ОНФ как ключевого агента взаимосвязи с президентом и властью, в том числе давления на власть и общественного контроля», - подчеркнул Бадовский. - Люди ждут от ОНФ в первую очередь контроля за указом по ЖКХ и жилью. На втором месте тема медицины и социальной справедливости».
Он отметил, что правительство оценивает исполнение указов по-своему, исходя из формальных соображений: «Но с политической точки зрения главное - восприятие населением исполнения указов».
По его данным, на весну 2015г. 66% респондентов отметили позитивные изменения в исполнении «майских указов». Наибольшие успехи, сообщил Бадовский, наблюдаются людьми в вопросе увеличения оплаты труда бюджетников. «Для массового сознания принципиально, чтобы труд и престиж социальных профессий не был недооценен. Второе по важности, по мнению граждан, повышение доступности детских садов и предоставление госуслуг в режиме одного окна», - заключил председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ.