В августе 2006 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование «Розничные продовольственные сети в России».
В настоящий момент российский рынок розничной торговли входит в десятку крупнейших в мире и в пятерку наиболее крупных европейских рынков. По уровню инвестиционной привлекательности, рынок нашей страны занимает второе место среди развивающихся стран, уступив по итогам 2005 г. пальму первенства Индии (в 2004 г. занимал первое место).
Последние годы доля розничной торговли продовольственными товарами стабильна и равняется примерно 45-46% от общего объема розничной торговли.
По итогам 2005 г. оборот розничной торговли продовольственными товарами достиг $ 115 млрд. В тоже время совокупный объем продаж крупнейших розничных сетей России составляет лишь $ 10 млрд.
Таким образом, доля крупнейших розничных сетей России в общем объеме торговли продовольственными товарами меньше 9%. Лишь в Москве сети занимают 35% продовольственного рынка. Это обстоятельство свидетельствует о значительном потенциале для их роста.
Отметим, что в 2004 г. совокупный объем продаж крупнейших продовольственных розничных сетей составил лишь $ 7,3 млрд. Т.е. по итогам 2005 г. темпы прироста составили 37% по отношению к 2004 г. Розничные продовольственные сети демонстрируют более высокий темп роста, чем продовольственный рынок в целом (25,1% по итогам 2005 г.).
Отметим, что из-за обострения конкуренции (как между отечественными игроками, так и в связи с приходом западных ритейлеров), крупнейшие игроки рынка в значительной степени были вынуждены переориентироваться на иные стратегии развития, нежели экстенсивный путь, предполагающий простое открытие новых торговых точек. Сейчас они расширяют свое присутствие на рынке, во-первых, за счет поглощения конкурентов, во-вторых, за счет регионального расширения с построением новой логистической сети.
По оценкам экспертов, наибольшим потенциалом роста обладают региональные розничные сети. Также перспективным (особенно в Москве) является премиальный сегмент, насыщенный лишь на 40 %.
По итогам 2005 г. крупнейшими розничными продовольственными сетями, действующими на территории России, являлись следующие компании: Metro C&C ($ 1,6 млрд., по другим данным – 1,815 млрд.), Магнит (оборот $ 1,576 млрд.), Пятерочка ($ 1,35 млрд), Перекресток ($ 1,015 млрд.), Дикси ($ 857 млн.), Седьмой Континент ($ 712 млн.), Копейка ($ 605 млн.) и др. В тоже время ожидается, что слияние «Перекрестка» и «Пятерочки» позволит объединенной компании значительно улучшить свои показатели и выйти на первое место по выручке среди продовольственных ритейлеров.