9 апреля в Москве состоялось заседание Подкомитета по эксплуатации Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого Партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники», посвященное обсуждению актуальных вопросов в области эксплуатации грузовых вагонов.
Заседание провел Председатель Подкомитета по эксплуатации НП «ОПЖТ» Сергей Гончаров.
В заседании приняли участие представители РЖД, российских предприятий, а также профильных институтов. Среди них, Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», Первая грузовая компания, Федеральная грузовая компания, УК «РейлТрансХолдинг», ВНИИЖТ и другие.
В рамках заседания участники рассмотрели проект документа «Методические указания по оценке обеспечения качества ремонта грузовых вагонов. Требования к проведению технического аудита НП «ОПЖТ», Устав ОООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих», обсудили возможность и целесообразность сокращения межремонтного норматива среднего ремонта колесной пары до 3 лет.
Кроме того, участники обсудили Порядок подтверждения легитимности изъятых деталей, имеющих исправления знаков маркировки сваркой, целесообразность внесения изменений в международные нормативные акты, касающиеся эксплуатации грузовых вагонов в части технических требований к вагонам.
В ходе заседания собравшиеся также уделили внимание обсуждению вопросов оборудования вагонов авторежимами, изменений в Правилах содержания грузовых вагонов при системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов с учетом фактически выполненного объема работ, тему взаимозаменяемости литых деталей тележек грузовых вагонов при выполнении текущего отцепочного ремонта.
Были рассмотрены предложения участников Подкомитета по кодам неисправностей для расследования причин отцепки вагонов в одностороннем порядке в соответствии с «Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы», а также результаты совещания у Председателя Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития транспортного машиностроения в РФ».
По словам председателя Подкомитета по эксплуатации НП «ОПЖТ» Сергея Гончарова, направленный Комитетом проект документа «Методические указания по оценке обеспечения качества ремонта грузовых вагонов. Требования к проведению технического аудита НП «ОПЖТ» был вынесен на Вагонную Комиссию, также как и Методика отнесения вагоноремонтных предприятий к категории со сниженным качеством выпускаемой продукции. На заседании Вагонной Комиссии было принято решение об объединении документов и предоставлении дополнительно для рассмотрения.
Председатель Подкомитета по эксплуатации НП «ОПЖТ» Сергей Гончаров отметил, что основной целью «объединенного» документа остается контроль и применение превентивных мер к предприятиям, попавшим в зону риска.
Однако согласно предложенным со стороны ЦРБ показателям ПБР, введение в действие Методики повлечет за собой приостановку действия клейма у 18 предприятий и проведение технических аудитов на 32 предприятиях.
В связи с этим участники согласились, что необходим научно обоснованный расчет показателя ПБР для разграничения зон контроля. Документ должен носить исключительно рекомендательный характер. Не должны возникать риски остановки от эксплуатации ранее произведенной продукции предприятием, попавшем в зону приостановки действия клейма.
В ходе заседания участники также рассмотрели предварительные результаты работы с заводами-изготовителями поглощающих аппаратов по вопросам их эксплуатации и гарантийной замены.
В преддверии ввода в действие решений Совета по железнодорожному транспорту об обязательном оборудовании вагонов-цистерн поглощающими аппаратами повышенной энергоемкости, в рамках ОПЖТ было проведено совещание с заводами-изготовителями. Было отмечено, что сегодня работу по гарантийной замене поглощающих аппаратов заводами-изготовителями можно оценить по-разному. Так, например, Вагонмаш – изготовитель поглощающих аппаратов РТ-120 и Авиаагрегат нацелены на конструктивную работу, а работа с УВЗ по выполнению гарантийных обязательств неудовлетворительна.
Основная проблема замены поглощающих аппаратов – удалённость заводов и сервисных центров от мест образования забракованных аппаратов. Так, некоторые заводы не хотят брать на себя транспортные расходы по доставке неисправных аппаратов из Сибири, например, в Самару.
Председатель Подкомитета по эксплуатации НП «ОПЖТ» Сергей Гончаров предложил Управлению вагонного хозяйства Центральной Дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» рассмотреть возможность организации взаимодействия с заводами-изготовителями по вопросам организации опорных пунктов хранения исправных поглощающих аппаратов а также созданию сервисных центров гарантийного их обслуживания.
Ожидается, что следующее заседание Подкомитета по эксплуатации состоится в мае.