В августе 2006 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка кинопоказа, кинокомплексов и кинотеатров в России.
В настоящее время российский рынок кинопоказа находится на стадии быстрого роста. Это признается всеми участниками рынка, однако, оценки объема и темпов роста рынка сильно расходятся. Согласно одним оценкам размер кассовых сборов составил в 2005 г. $316 млн, по другим он достиг $331 млн, по третьим — $340 млн и $350 млн.
По мнению директора по исследованиям DISCOVERY Research Group Александра Болтавина, темпы роста рынка кинопоказа составляют 20-30 %.
При этом рынок кинопоказа еще далек до точки насыщения – среднее количество посещений в год составляет 0,5 раза, в то время как общемировой показатель равен 2,6, а в европейских странах 3-5 посещений в год. Существует несколько факторов, которые позволяют сделать благоприятный прогноз на развитие российского рынка кинопоказа – это рост количества кинокомплексов, способных предложить высокий уровень сервиса и качества просмотра, рост реальных доходов россиян и изменение репертуарной политики кинотеатров, что дает кинозрителю возможность выбора.
Тем не менее, игроки рынка отмечают, что темпы роста зрительской аудитории кинотеатров недостаточны (около 20% в год) в сравнении с темпами роста рынка кинозалов (30-40% год). Эта ситуация уже привела к усилению конкуренции на рынке – снижению цен на билеты, увеличению сроков окупаемости новых кинозалов в крупных городах. Эксперты оценивают емкость российского рынка кинозалов в 3000-4000 тысячи залов. Таким образом, в стране действует лишь 1/3 кинозалов, которые рынок потенциально может вместить – огромная незаполненная ниша существует на рынке кинозалов малых городов (с численностью менее 100 тыс. жителей). В ближайшие два года рынок кинотеатров сохранит высокие темпы роста.
Существует множество прогнозов развития рынка. По одному из них, объем кассовых сборов в России через пять лет, т.е. в 2011 г. может достигнуть $800 млн. в год, из которых 40% будет приходиться на отечественные фильмы. К тому времени среднее количество посещений кинотеатров составит 1,5 раза в год. К концу 2007 году в России будут действовать порядка 1500 кинозалов.
Основными участниками рынка являются десять крупнейших сетей – Каро Фильм, Формула Кино, Киномакс, Кронверк Синема, Парадиз, Синема Парк, Rising Star Media, Центрфильм, ЕА-Синема и Арт Сайнс Синема, которые управляют порядка 30% существующих кинозалов в России. Эксперты рынка прогнозируют дальнейшее развитие рынка по пути усиления концентрации рынка у крупнейших операторов.