Московским УФАС России принято решение о признании ООО «Издательство Астрель» нарушившим часть 2 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с приобретением и использованием исключительных прав на товарный знак «Хочу всё знать».
В 2000 году ООО «Издательство Астрель» зарегистрировало словестное обозначение «Хочу всё знать» в качестве товарного знака. «Хочу всё знать» использовано в качестве названия более 50 книг, вышедших с 1950-х годов и по настоящее время, причем большинство книг вышло до процедуры регистрации. За 15 лет использования указанного названия, издательство Астрель фактически монополизировало за собой право выпуска книг под таким наименованием , причем ранее на рынке выпускались десятки разных книжных изданий «Хочу всё знать». Это ограничило не только деятельность конкурентов на рынке, но и право авторов публиковать произведения со схожими наименованиями в других издательствах, даже если такие произведения были написаны до момента регистрации спорного товарного знака.
ООО «Издательство Астрель» не является правопреемником какого-либо советского издательства, и действий по продвижению книг для детей под наименованием «Хочу всё знать» до даты приобретения товарного знака не осуществляло, - комментирует ситуацию Заместитель руководителя Московского УФАС России Ирина Климкина, - таким образом, приобретение и использование исключительных прав на товарный знак «Хочу всё знать», тождественный обозначению, ранее используемому различными организациями на издательском рынке, признаны актом недобросовестной конкуренции.
«Собственное исключительное право активно использовалось издательством Астель в целях предъявления претензий к участникам рынка, желающим выпустить книги под общеизвестным «советским» названием, даже если у выпускающего издательства был договор с автором. Несколько издательств были вынуждены заключить с Астель лицензионные договоры», - отмечает начальник отдела по контролю за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции Павел Олейник.
Также стоит отметить, что по мнению антимонопольного органа, добросовестным является приобретение «советских» товарных знаков только теми организациями-правопреемниками предприятий СССР, которые разработали спорное обозначение, впоследствии зарегистрировав его как товарный знак. В случае, если данные действия совершены хозяйствующим субъектом, не имеющим «связи» с советскими предприятиями, это будет квалифицироваться как нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции.
Материалы дела переданы должностному лицу Московского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства (часть 1 статьи 14.33 КоАП РФ), штраф в данном случае составляет от 100.000 до 500.000 рублей.
Справочно:в рамках рассмотрения дела была проанализирована позиция большинства крупных участников книжного рынка Российской Федерации, истребованы документы из Российской книжной палаты, подтвердившей позицию Управления о безусловной огромной известности среди читателей книг с подобным наименованием.
Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
Сокращенное наименование: Московское УФАС России
Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве является уполномоченным органом исполнительной власти и территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы России. Структура Управления представляет собой разветвленную систему взаимодействия руководителя, заместителей руководителя, начальников и сотрудников отделов.
История Московского УФАС России ведет свое начало с 90-х годов. В 1991 году было образовано Московское городское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (МГТУ ГКАП РФ). В течении 20 лет структура, название и полномочия антимонопольного органа менялись, дополнялись и совершенствовались. С 1 июля 2008 года Московское УФАС России стало функционировать как самостоятельный орган, осуществляющий свою деятельность на территории города Москвы.
Стратегической задачей Московского ведомства является контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и поддержание конкурентной среды в столице. Для успешного достижения указанной цели Московское УФАС России ведет работу в различных направлениях. На сегодняшний день Московское УФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением:
1. антимонопольного законодательства - Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года, Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации»N 381-ФЗ 28 декабря 2009 года.
2. законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий - Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный Закон «Об энергосбережении» № N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года.
3. законодательства о рекламе - Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года.
4. законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд - Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 05 апреля 2013 года.
Деятельность Московского УФАС России связана почти со всеми сферами функционирования и работы города. Рассмотрение важных и социально-значимых вопросов, возбуждение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации, проведение семинаров и круглых столов, основаны на обращениях граждан, общественных организаций , некоммерческих партнерств, представителей бизнеса и пр. Если Вы столкнулись с проблемами и понимаете, что решение их возможно при помощи Московского УФАС России, обращайтесь в Управление.