– Уважаемый Евгений Максимович, уважаемые члены Клуба! Я, наверное, больше как член клуба, потому что членом клуба я являюсь гораздо дольше, чем аудитором, и никак не могу избавиться от своего депутатского прошлого, поэтому свое выступление, как в былые годы в депутатстве, я хочу начать с того, что, в принципе, кризис, если сравнивать, это вот человек идет, у него случился инфаркт, сердечный приступ. Он упал, по дороге разбил ноги, ударился головой. Прилетели доктора, начинают его лечить – начинают коленки зеленкой мазать, царапины мазать. Надо это делать? Ну, наверное, надо, потому что заражение крови, потом еще что-то, но проблема-то в том, что умрет-то он от сердечного приступа. И поэтому у нас, к сожалению, вот сегодняшнее то, что происходит, и поэтому я соглашаюсь практически со всеми выступающими, это надо делать. Вот все, что вы говорили, надо делать, но проблема, как сказал Евгений Максимович, в тех накопленных ошибках с начала 90-х годов.
Первое, что у нас было сделано в переходном этапе, у нас не произошло перехода как такового, то есть у нас не сформировалась такая вот базовая часть общества – это собственники, причем с собственностью легитимной, и поэтому у нас не сформировалось ни предпринимательства, потому что собственность, она помимо всего имеет разные функции, в том числе такой и управляющий аспект. И на сегодняшний день вот то, что наконец-то начали об этом думать, это и амнистия капиталов, и деофшоризация, оно опять не сработает, потому что ни одного закона не разрабатывается с тем, чтоб у нас появился институт, ну, наверное, легальных собственников, права которых защищены. Именно поэтому в большей степени почему в офшорах, почему в английском праве люди стараются защитить свою собственность? Потому что что-то ты сделал – у тебя отобрали. То рейдеры там в 90-х отбирали, то государство, то люди при власти, и сегодня у нас институт собственников, он назначенный.
Подтверждение? Да пожалуйста. У нас на конкурсных процедурах сегодня, вы меня извините, в среднем на конкурсах принимает участие 1,2 участника, то есть 1,2 участника. Проводим исследование, спрашиваем: «Почему не идете?» – «А чего, – говорит, – идти? Там же надо либо дядю иметь где-то там наверху, либо самому быть при погонах, либо взятки кому-нибудь дать». Даже не идут на нормальные конкурсы, я уж не говорю о том, что конкурсы далеко не все нормальные.
И вот я бы поддержал, что нормы 44-го Федерального закона надо, конечно, распространить на все бюджетные деньги, включая госкорпорации, ФГУПы, МУПы и, собственно говоря, другие части, и уйти от такого суррогатного вливания бюджетных денег, как взносы в уставные капиталы. Вот здесь говорили об экономии в бюджетах, о том, что резервы есть. Есть, но кто-нибудь анализировал, как у нас используются взносы в уставные капиталы? Посмотрите, прочитайте, у нас по этому Счетная палата много материалов сделала, о том, насколько эффективно там используются эти деньги. Огромный резерв для того, чтобы это сделать.
Что еще бы хотелось вот о тактике здесь сказать? Я уже перешел к тактическим таким вопросам. Действительно, денег в экономике на сегодняшний день не хватает. Мы взяли среднее предприятие в Тульской области, крупнейший налогоплательщик, переработчик сельскохозяйственной продукции. В прошлом году оно взяло миллиард рублей кредита, кредит оно брало под 10,5%. В сентябре ставка была пересмотрена под 14, в октябре – под 16, в январе у нее 24% годовых. Рентабельность предприятия до всех этих ситуаций составила где-то 20%, они получали. С учетом того, что премиум сегмент, бизнес-класс сегмент у них вышел, у них идет рост потребления их продукции, но эконом сегмента, рентабельность у них упала на 12%. Подорожало электричество, подорожали все накладные расходы, транспортные расходы, все подорожало, налоговая нагрузка усилилась – это налог на имущество, на землю, кадастровая стоимость. То есть налоговая нагрузка усилилась, и, собственно говоря, сегодня в июне месяце они уйдут в банкротство, если ничего не произойдет. Потому что ставка вверх растет по договорам, которые кредитные заключаются, в случае изменения учетной ставки Центрального банка банк в одностороннем порядке увеличивает, а вот в обратную сторону не предусмотрено. Вот если ситуация сохранится, в такой ситуации Тульская область потеряет крупнейшего налогоплательщика, потому что они уйдут в банкротство. Все, не смогут они существовать, ни обслуживать ни кредит, ни реализовывать свою продукцию, хотя у них потенциал роста есть.
Что здесь говорилось про создание льготы в преддверие круглого стола по малому бизнесу? Вот мне бы хотелось обратить внимание – это такой ключевой момент – наверное, создание льгот для кого-то конкретно взятого всегда чревато коррупцией, всегда чревато проблемами, что никто кроме жуликов развиваться здесь не будет. Создайте нормальные условия для развития малого бизнеса, понятные, чтоб они могли просчитать свою экономику, снизьте административную нагрузку, и не так, как это делает сегодня, к сожалению, Правительство. Сказали снизить административную нагрузку – еще один закон Минэк готовит об ограничении проверок. Слушайте, ну, дело не в количестве проверок, а в том, что – пример – 36 проверяющих организаций может прийти на предприятие и фактически его закрыть. Инспектор по труду, самый безобидный. Приходит, и он, извините меня, имеет любое предприятие, говорит: «А дайте-ка мне расчет рабочего места. У вас нету? Вон там организация, она вам посчитает, иначе я вам сейчас административку выпишу», «А дайте мне это…» И так 36 организаций. Вот это надо убрать, а это зарыто в тех инструкциях, которыми никто не занимается, а в каждом ведомстве вот таких проверяющих огромное количество.
А в целом-то, ну, сидит Счетная палата, мы большие деньги считаем, и государственные, между прочим, поэтому мы и будем сидеть и считать, и не уйдем никуда. А вот административную нагрузку с бизнеса и создать реальные условия, чтобы собственность была легитимна, не надо было в офшорах ее прятать, кредитные средства чтоб были доступны, и сам бизнес пойдет, не надо его никак поддерживать. Он не инвалид, ему костыли не нужны. Предпринимательская инициатива, она сама появится. В этом природа развития общества.