Я тоже с огромным удовольствием присоединяюсь ко всем поздравлениям заслуженным, которые поступили сегодня в ваш адрес, с заслуженной наградой. И хотел бы сказать о том, что меня сюда сегодня позвало, прежде всего, то, что под вашим руководством всегда проходит такая работа конструктивная, в процессе которой всегда хотя бы одно-два каких-то рациональных решений находится, которые оказываются полезными нашему государству. Особенно это важно сегодня, в нынешний период. Мы, конечно же, можем пуститься по пути критики всего того, что мы имеем, но, наверное, вряд ли это нам чего-то добавит, гораздо более ценно было бы, если бы мы как можно больше каких-то разумных предложений делали. В том числе, может быть, стоит ожидать это и сегодня, в процессе сегодняшнего заседания клуба.
В ближайшее время Государственный Совет под руководством Президента Российской Федерации рассмотрит сразу два вопроса один за другим, наверняка их рассмотрения приведут к поиску, и будут обнаружены эти новые возможности для того, чтобы реально экономике помочь. Это то, что касается развития малого и среднего бизнеса, в самое ближайшее время будет этот вопрос рассмотрен, и следом за этим – вопросы импортозамещения в промышленности. И мне поручено подготовить именно вопрос импортозамещения, и я хотел бы именно здесь сегодня еще раз сверить часы для того, чтобы наша рабочая группа не ошиблась в тех предложениях, которые мы будем выносить на заседание президиума Государственного Совета. И в этой связи хотел бы свои соображения по этому поводу высказать.
Конечно же, существенным ограничением сегодня для реализации импортозамещения является наша сильная зависимость от импортного оборудования. Она оценивается в пределах 80%. И это существенно сдерживает дальнейшие процессы модернизации нашей экономики в нынешних условиях. И в этой связи, наверное, было бы очень важно, несмотря на то, что эта тема избитая, и всегда мы приходим к одному и тому же, что нужно обеспечить доступность кредитных ресурсов для технологического обновления и какие-то налоговые льготы найти, но в этой связи, наверное, важно нам нащупать те наши узловые, самые важные точки, которые требуют ускоренной модернизации. И определить категории импортозамещающей продукции, чтобы здесь, направляя наши усилия очень ограниченные на поддержку этих отраслей, мы вытаскивали именно ключевые звенья нашей экономики, которые потянули бы за собой все остальные отрасли.
Во-первых, предлагается ввести налоговые каникулы по налогу на прибыль и налогу на имущество для вновь создаваемых перспективных промышленных предприятий или модернизируемых производств. Согласно расчетам специалистов, последние 20 лет выпадающие доходы бюджета от этого шага составят немного, 42 миллиарда рублей, однако эффектом данной меры, только этой меры, может стать рост объемов промышленного производства от 3 до 5%, и это будет соответствовать примерно 150 миллиардам рублей дополнительных доходов.
Второй стимулирующей мерой может стать зачет суммы капитальных вложений в уменьшение суммы налога на прибыль при приобретении нового оборудования. Этот метод широко распространен в странах, конкурирующих с нашей страной за промышленные инвестиции. В 1999-2000 годах введение этой инвестиционной льготы было, применялось по налогу на прибыль. В нашей стране не только способствовало выходу промышленности из кризиса, но и увеличило налоговые поступления в федеральный бюджет. И ведь вспомните, мы тогда были одной из самых быстрорастущих стран мира. И когда мы начинаем себя очень сильно критиковать, это все делали мы. Те люди, которые и сегодня находятся, в том числе, и в руководстве государства, и это вовсе не означает, что мы чего-то не умеем делать. При выпадающих доходах где-то в пределах 50 миллиардов рублей от этой меры дополнительные доходы могли бы составить почти 200 миллиардов.
По мнению экспертов и, в том числе, союза промышленников и предпринимателей, еще один резерв, за счет инвестиционного налогового кредита, является наиболее прозрачным с точки зрения администрирования в имеющийся период времени, когда нужны именно эффективные меры поддержки. Очень важно стимулировать промышленные предприятия при реализации вновь принятого, с трудом таким, закона «О промышленной политике».
В-третьих, ощутимый экономический эффект могла бы принести ускоренная амортизация. Причем можно пойти было бы на такой шаг, и многие промышленники хотели бы работать в этой схеме. Допустим, промышленное предприятие покупает какое-то оборудование современное, путем ускоренной амортизации оно могло обращаться в собственность предприятия того, которое купило это оборудование. И это была бы реальная поддержка и субсидиарная ответственность государства по модернизации существующих производств. Здесь вообще мы могли бы иметь колоссальный эффект, несопоставимый с той упущенной выгодой, которую могли бы понести наши бюджеты.
Я согласен с тем, что, наверное, вряд ли можно сегодня предложить универсальные меры поддержки промышленности и сельского хозяйства, делая это только из одного центра. И здесь, как мне кажется, надо все-таки решиться на шаг большего доверия регионам. Мы не настаиваем на том, чтобы нам конкретно деньги, регионам, раздали, чтоб мы потом их там делили по своему усмотрению в поддержку тех или иных производств. Но мы могли бы заявлять определенные, заранее обозначенные нам суммы в поддержку тех проектов, которым мы верим. Сегодня же зачастую получается так, что мы видим, что это совершенно очевидно, это производство, если его, допустим, банк под наши какие-то гарантии или проекции прокредитовал, позволило бы нам в течение одного-двух лет освободиться от импорта той или иной продукции. Я мог бы называть эти виды продукции, где мы сегодня практически на 100% зависим от импорта. Но когда мы говорим, допустим, какому-то федеральному министерству: «Давайте мы тогда дадим этому банку, коль он просит от нас такую гарантию, что мы эту продукцию потом будем потреблять для нужд бюджетных учреждений, мы такое письмо дадим банку», – министерство говорит: «Нет, мы не имеем возможности, потому что эта продукция еще не производится, и мы не имеем формальных прав дать такие гарантии». Тогда получается заколдованный круг: министерство не может прогарантировать закупки этой продукции, а банк не может прокредитовать, потому что не видит будущего потребителя. И этот заколдованный круг кто-то должен разорвать. Если на федеральном уровне, конечно же, тяжело увидеть, где это предприятие находится, кто им владеет, можно доверять, нельзя доверять, то на региональном уровне мы вполне могли бы на свой страх и риск, что называется, в том числе, и под личную ответственность губернатора такие вещи делать. И таких примеров можно привести много.
Сегодня государство тратит колоссальные ресурсы на то, что участвует в переоснащении промышленных предприятий, особенно предприятий оборонно-промышленного комплекса, под выполнение новых задач и под производство новой продукции. Такого оборудования поступает очень много. И мы видим, что сегодня цеха наших предприятий существенно переоснащаются, и это заметно не только год от года, а месяц от месяца. Но это оборудование зачастую используется крайне неэффективно. Оно и в процессе выполнения заказа серийного производства может использоваться на 30-40% мощности, а уже после выполнения этого серийного заказа зачастую и вовсе зачехляется и стоит без применения. Почему мы не можем пойти по пути консолидации этого оборудования в какие-то технологические центры, пусть даже оно не будет сосредоточено в одном месте, но будет в одних руках, и тогда его меньше потребуется, во-первых, меньше ресурсов потребуется, и оно будет использоваться круглосуточно. Примеры такие есть, когда собственники по своей инициативе, на свой страх и риск создают такие технологические центры высокотехнологичные, и они загружены, и они работают сегодня, в том числе, и для нужд предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Я уже не говорю о сельском хозяйстве. Здесь, конечно же, тот поток желающих осуществить те или иные проекты как в реальном секторе, в сельскохозяйственном производстве… Мы не успели объявить программу строительства ста роботизированных сфер, мы уже в пакете имеем 142 желающих, инвестора, которые готовы эти проекты реализовать, и 100 роботов уже работают. Это приходит частный капитал, но он нуждается в том, чтобы государство свои взятые обязательства быстро выполняло, без проволочек, по субсидированию процентной ставки по кредитам, по лизинговым схемам. И здесь, конечно, нам нужно более мобильными быть в реализации этих проектов, в том числе, и в создании перерабатывающих отраслей. У нас еще существует проблема отнесения тех или иных производств сельскохозяйственных именно к сельскохозяйственным. Они зачастую числятся промышленными, как, например, овощеводство и другие подобные отрасли.
Есть, конечно, проблемы, которые надо решать. И, что самое важное, я посмотрел и в перечне поручений, проекте перечня поручений президента по предстоящему заседанию Государственного Совета по малому и среднему бизнесу, и в проекте перечня поручений по нашему заседанию президиума Госсовета, который будет по импортозамещению, есть целый ряд очень разумных, выстраданных предложений, которые сами промышленники и наши сообщества, в том числе, которые объединяют и малый бизнес, и крупный бизнес, вносят в качестве предложений. Я думаю, что это реально будет помогать дальнейшему облегчению работы нашей промышленности и сельского хозяйства, и способствовать решению этих задач.
Я хотел бы, единственное, попросить о том, чтобы мы в этот сложнейший период попробовали поработать одним кулаком. Нас зачастую выбивают из колеи и предвыборные всякие ситуации, когда кому-то хочется, это, наверное, вполне разумно, и другие какие-то моменты. Если мы сейчас будем находиться в зоне поиска необходимых решений, это гораздо большую пользу принесет целому государству. Спасибо большое.