После недавнего SPO акционеры «Ленты» пропорционально уменьшили свои пакеты акций ритейлера. Теперь TPG Group владеет 35.5%, ЕБРР 15.3%, ВТБ Капитал 5.8% , миноритарии 7.6%, менеджмент компании 1.1%, в свободном обращении находится 34.6% акций «Ленты» (данные с сайта компании). В ходе SPO «Лента» разместила свои GDR на $225 млн.
По утверждению гендиректора «Ленты» Яна Дюннинга, средства от SPO «будут способствовать улучшению баланса и дадут дополнительную финансовую гибкость для ускорения программы расширения сети магазинов в 2015 году и в дальнейшем».
Почти сразу после SPO «Лента» объявила о выплате своим акционерам в лице Lenta Ltd 6 млрд рублей (около $100 млн по нынешнему курсу) в качестве дивидендов.
Довольно странные операции с точки зрения прихода-расхода и «дополнительной финансовой гибкости». Оставим в стороне спекуляции о необходимости проведения SPO с последующей выплатой половины полученной суммы в качестве дивидендов. Но факты свидетельствуют о последовательности акционеров, которые постепенно избавляются от «Ленты».
В октябре прошлого года было объявлено, что ВТБ Капитал уменьшил свою долю в «Ленте» с 9 до 7,9%, а представитель ВТБ Капитал Тим Демченко вышел из совета директоров «Ленты». Сейчас пакет ВТБ Капитал уменьшился до 5,8%. Похожей стратегии придерживаются TPG Group и ЕБРР.
Что заставляет акционеров избавляться от «Ленты»? Можно предположить, что для западных владельцев причины скорее политические. Плюс неясности ведения бизнеса в России и угрозы национализации.
С недавних пор сомнения вызывает и бизнес самого ритейлера. Долговая нагрузка «Ленты» уже превышает среднеотраслевой уровень. В прошлом году "Лента" трижды привлекала крупные займы. В январе ритейлер взял 4,6 млрд рублей у ЕБРР, в мае подписал соглашение со Сбербанком на 10 млрд рублей, в декабре взял в долг 11,5 млрд рублей в Юникредит банке. Наконец, в марте этого года "Лента" взяла кредит на 15 млрд рублей у банка ВТБ. Это заимствование стало самым крупным за историю компании.
На текущий момент, по подсчетам "Финам", соотношение чистого долга к EBITDA составляет 2,8 (номинальный долг - 85,579 млрд рублей), что выше среднеотраслевого уровня. Для сравнения: у "Магнита" аналогичный показатель составляет 0,9.
Между тем, «Лента» планирует, что в 2015 году ее выручка будет расти медленнее, чем в 2014 году. В этом году «Лента» намерена открыть 20–25 гипермаркетов и 10–15 супермаркетов, вложив в развитие 25 млрд рублей. Однако, построить гипермаркет вовсе не означает, что он начнет работать немедленно. В российских условиях с момента постройки до открытия магазина может пройти много времени.
Похоже, что экстенсивный путь развития «Ленты» себя исчерпал. Нужны другие способы повышения эффективности. Предыдущие попытки менеджмента «Ленты» окончились ничем. Провалом завершился логистический проект компании. Команда западных специалистов, которая разрабатывала новую логистику для сети, «сожрала» огромный бюджет, но построить эффективную логистику по западному образцу в российских условиях не смогла. И это не единственный неудачный проект «Ленты».
Нам не удалось получить комментарий у директора фонда TPG Capital в России Дмитрия Швеца. Директор по связям с общественностью «Ленты» Анна Мелешина на вопросы не ответила. Остается лишь строить догадки.