За первые 3 месяца 2015 года 250 тысяч гос организаций заключили около 830 тыс. контрактов по 44 Федеральному Закону на общую сумму более 1,145 триллиона рублей.
При этом традиционно в последние 2-3 месяца года будет серьезный рост количества контрактов. В основном это связано с необходимостью годового освоения бюджета.
Эксперты Госгаранта отмечают, что в большинстве случаев для обеспечения контракта подрядчики выбирают гарантию банков. В отличие от депозита, банковская гарантия становится более выгодным финансовым инструментом. Но в то же время не все подрядчики четко понимают ее суть.
Государство, оставляя в качестве альтернатив денежному депозиту банковскую гарантию, автоматически избавляется от сомнительных подрядчиков и фирм-однодневок. С другой стороны она защищает госзаказчика от невыполненных обязательств исполнителем контракта.
Когда защищает банковская гарантия?
Очень часто подрядчики полагают, что банковская гарантия покрывает их риски от невыполнения контракта. И банк, взявший на себя обязательства, в случае неисполнения возместит все убытки заказчика. Так оно обычно и бывает: госзаказчик обращается по банковской гарантии в банк, который ее выдал, и получает возмещение. Банк выполняет свои обязательства по банковской гарантии. И обращается к подрядчику с требованием возместить понесенные убытки.
Поэтому подрядчик должен знать: любое невыполнение госконтракта в итоге ложится на его плечи.
44-ФЗ искоренил поддельные гарантии
До вступления в силу 44-ФЗ гарантии мог выдавать любой банк. Также по данным ФАС, более половины банковских гарантий на обеспечение государственных и муниципальных контрактов были поддельными. Это накладывало серьезные проблемы по части исполнения госконтрактов. Узнать о подделке заказчик зачастую не имел физической возможности: на проверку отводилось всего несколько дней, а налаженной процедуры проверки не существовало.
44-й Закон исключил возможность поддельных гарантий, введя в действие единый реестр банковских гарантий. А сведения в реестр вносят сами банки.
Привилегированные банки
Другой проблемой в госзаказе была выдача некоторыми банками гарантий всем подряд без какой-либо существенной оценки заемщика. Суммы гарантий в десятки раз превышали собственные капиталы банки. Это означало, что банк берет на себя обязательства, которые сильно превышают его возможности.
Эту дыру закрыл 44-ФЗ введением списка надежных банков, который публикуется на сайте Минфина. Теперь чтобы попасть в список, банк должен отвечать списку критериев надежности. Некоторые существенные из них: возраст от 5 лет, собственный капитал от 1 млрд. рублей. Количество банков, в которых можно получить гарантии сократился до 350. И далеко не все имеют налаженные бизнес-процессы по выпуску.
Лечим и калечим: две стороны ужесточения закона
Оформляя гарантию, банк несет личную финансовую ответственность. Это своего рода независимая оценка состоятельности компании, которая отсекает ненадежных потенциальных подрядчиков. В итоге значительно сократился и необоснованный демпинг, имевший место при 94-ФЗ, и подпольный «рынок», основанный на таком демпинге.
Вынужденная мера ужесточения требований к заемщикам привела к повышению ставок по банковским гарантиям. И для многих они стали непосильны.
Что будет с банковскими гарантиями в 2015 году?
В начале года для поддержки экономики в разгар кризиса заговорили о мерах поддержки предпринимательства. Было предложено перевести контракты на казначейское исполнение, по которому банковская гарантия не нужна.
В свою очередь, на на XVII Всероссийской банковской конференции «Банковская система 2015: новые вызовы и решения» заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров указал на приоритет Федеральной Антимонопольной Службы о сокращении затрат на выпуск банковских гарантий. По его словам, для рынка банковских гарантий свойственны барьеры нормативно-правовой природы.
С 1 июня 2015 года вступает в силу Закон, предусматривающего изменения в п.6 гл. 23 ГК РФ по части применения способа обеспечения обязательств в виде независимой гарантии вместо банковской гарантии. Действующие нормы ГК РФ предусматривают выдачу независимой гарантии как банками, страховыми и кредитными организациями, так и иными коммерческими организациями. После вступления Закона в силу предусматриваются переходные положения.
Типичные проблемы при оформлении гарантий
Самые «простые» сложности возникают уже на этапе сбора документов.
Важно! Каждый банк регламентирует свой список документов, который часто меняется и зависит от индивидуальных параметров бизнеса заемщика. И от них будет зависеть тариф. Когда счет идет на дни, медлить нельзя. Непредоставление гарантии в срок дает Заказчику право расторгнуть контракт в одностороннем порядке с последующим занесением подрядчика в РНП.
Можно оформить гарантию в своем банке, можно в надежном Сбербанке, где среднее время выпуска около 30 дней. Но суть сам банк не имеет итогового значения для подрядчика.
Чем занимается брокер?
При оформлении важен срок (если он ограничен) выпуска и стоимость гарантии. Повлиять на них можно, подобрав банк и подав в каждый из них довольно длинное заявление с перечнем документов. В случае обращения к брокеру у компании запросят первичный список документов и по ним проведут внутренний скоринг компании для выбора банка.
Важно убедиться, что брокер официально сотрудничает с тем или иным банком. Обычно брокер не берет комиссию с клиента, потому как банк, выпускающий банковскую гарантию, выплачивает брокеру вознаграждение за фактическое привлечение и ведение клиента, тем самым снимая нагрузку с банка. При этом тариф для клиента не будет отличаться в меньшую сторону, если обратиться напрямую. Поэтому можно смело получать экспертизу брокера, ничего не теряя.