25 марта в Москве состоялось совместное заседание Комитета НП «ОПЖТ» по интеллектуальной собственности заседания и Комитета НП «ОПЖТ» по инновациям и технологическому развитию, посвященное формированию реестра инновационной продукции, поставляемой для нужд ОАО «РЖД».
Заседание возглавил Председатель Комитета по интеллектуальной собственности НП «ОПЖТ», начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александр Корчагин.
В заседании приняли участие представители РЖД, российских и зарубежных предприятий. Среди них, в частности, Министерство транспорта РФ, Центр инновационного развития ОАО «РЖД», Центр организации закупочной деятельности ОАО «РЖД», ОАО «Алтайвагон», НПО Саут, ЗАО НИЦ «Кабельные Технологии», ООО «АББ» и ЗАО «НПЦ Инфотранс».
В рамках обсуждения выяснилось, что на сегодняшний день стимулирование закупок высокотехнологичной инновационной продукции ведется в соответствии с тремя основополагающими документами: Федеральным законом №223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Решением Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 4 января 2010 г. № Пр-22 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1352.
По словам Председателя Комитета по интеллектуальной собственности НП «ОПЖТ» Александра Корчагина, в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ холдинг РЖД обязан формировать план закупок инновационной продукции. При его формировании будет учитываться продукция, содержащаяся в Реестре инновационной продукции Министерства транспорта РФ и предназначенная для использования на российских железных дорогах. ОАО «РЖД» будет закупать такую инновационную продукцию в соответствии с конкурсными процедурами.
«Это не значит, что мы будем закупать продукцию только из реестра инновационной продукции Минтранса РФ, но этот документ станет для нас ориентиром. Конкурсная комиссия будет учитывать, включена ли продукция в этот реестр, и давать ей определенные преференции. Производители в соответствии с требованиями, предъявляемыми к инновационной продукции, могут подать заявки на включение их продукции в этот реестр. Продукция должна быть основана на новейших научно-технических достижениях и обладать новыми потребительскими свойствами, которые обеспечат эффективность перевозочных процессов на российских железных дорогах. К примеру, из всей закупаемой в 2014 году продукции около 8,5 % можно отнести к инновационной» - отметил Александр Корчагин.
Включение продукции в перечень инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в России, обеспечивает для ОАО «РЖД», прежде всего, гарантию инновационности и высоких потребительских качеств продукции, а также возможность формирования планов закупки инновационной продукции.
В свою очередь, компаниям-производителям включение их продукции в этот перечень обеспечивает информирование возможных потребителей о наличии инновационной продукции, соответствующей определённым техническим и потребительским требованиям; даёт экспертное подтверждение инновационности и качества продукции, а также своевременное уведомление о появлении на рынке аналогичных технологий и продуктов, включенных в реестр.
«Мы будем сотрудничать с экспертным советом Минтранса РФ по формированию реестра инновационной продукции, предназначенной для железных дорог. Сегодня любой производитель может подать заявку на включение своей продукции в этот реестр. Но пока в реестре практически нет продукции, связанной с железнодорожной техникой», - отметил председатель Комитета НП «ОПЖТ» по интеллектуальной собственности Александр Корчагин.
По его словам, в течение месяца предприятия, входящие в состав НП «ОПЖТ», подадут в электронном виде предложения на включение их продукции в перечень инновационной продукции Минтранса России. Далее заявки будут переданы на рассмотрение экспертной комиссии Минтранса РФ.
По мнению экспертов, включение продукции в перечень рекомендуемой к закупкам инновационной продукции Минтранса РФ предоставит ОАО «РЖД» возможность приобретать инновационную продукцию у надёжных поставщиков, а производителям - сохранить рынок сбыта.
Ожидается, что следующее заседание Комитета состоится в мае.