Владимир Елин, к.т.н., Генеральный директор
ЗАО «Смарт Лоджистик Групп»
1. Рынок складской логистики в кризис: что важнее качество или цена?
• В периоды последних кризисов 1998, 2008 и на сегодняшний день замечено, что первым делом клиенты логистических услуг обращают внимание на их цену в ущерб качеству. При этом логист со стороны клиента утверждает, что его бюджет ограничен свыше и он ничего не может сделать, чтобы опалить услуги по старым ценам. Так же отмечено, что логистов с таким подходом через некоторое время из компании-клиента увольняют по причине невыполнения плана расширения или удержания рыночной ниши, развития продаж, значительной потере или кражи товаров на складах с низким ценовым цензом, следовательно, квалификацией.
• Если же заказчик логистических услуг опытный человек, то после сравнения, либо на основе мониторинга в режиме «загадочного покупателя» логистических услуг, либо благодаря корпоративному тендеру на логистику, может отметить, что логистическая услуга – валюта устойчивая и значительно не падает, а порой растёт даже в периоды экономического спада. Причина в том, что качество невозможно обеспечить за счёт снижения зарплат специалистов, уменьшения затрат на постоянную модернизацию и контроль логистических бизнес-процессов, да и зачастую, подавляющее большинство складов строятся на инвестиционные кредиты и оплата по ним номинирована, не в национальной валюте. Поэтому диапазон эластичности цен у логистических провайдеров не слишком велик.
• Следовательно, для придирчивых, крупных заказчиков логистических услуг, где доля самой логистики занимает не более 4%, цена не основное. Важно качество и ещё раз качество работы логистического оператора. Ценами на понижение увлекаются лишь те компании, рыночная политика которых - не внятна, развитие сомнительно, товар не оборотист и залёживается в большом стоке на складе.
2. Как изменится рынок: какие провайдеры будут успешными?
• В период кризиса, разных ограничений и санкций рынок обязательно претерпит следующие изменения. Во-первых, с рынка уйдут не большие логистические операторы, работающие в нижнем сегменте ценового образования услуг с низкой долей модернизации и не высокой производительностью труда, не способные изыскивать собственные резервы внутри организованных бизнес-процессов. Во-вторых, с рынка уйдут компании вовремя не остановившиеся в собственном развитии в преддверии кризиса. Такое бывает, когда менеджмент твердит акционерам: «Все вперёд на поглощение рынка», а у акционера в это время закончились ресурсы развития, но куча пустых помещений логистического профиля.
• На горизонте текущего года, по нашему мнению, успешными будут лишь те логистические компании, которые пережили хотя бы один предыдущий кризис и имеют свои алгоритмы перезагрузки бизнеса и способность принимать не стандартные решения, предоставляя качественные услуги заказчику. Так, ядро нашей компании - ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» как раз переживает в логистическом бизнесе уже третий кризис и знает, не понаслышке, что делать и как быть. С высокой степенью вероятности кризис переживут лидеры логистического рынка такие как: «Itella», «ФМ Ложистик», «SLG» и другие.
3. Насколько снизился спрос на рынке логистических услуг в сегменте складской логистики?
• Спрос на рынке логистических услуг в разных номинациях (премиальная логистика, ординарная логистика) снизился по-разному. В премиальной логистике падение на вновь привлечённые услуги составило до 25-30%. С другой стороны, на 10-15% выросли складские запасы уже законтрактованных клиентов у этих же логистических операторов за счёт падения покупательского спроса населения и внешних компаний-заказчиков. Соответственно, снизился трафик на переработку товаров по складским операциям.
• В ординарной логистике, примерно, те же показатели снижения заказываемых логистических услуг. Но проблема в ординарной логистике, где низкий уровень автоматизации и квалификации, клиенты более подвержены изменениям рыночной конъюнктуры и более серьёзному давлению на снижение цен на логистические услуги. Такая логистика совершается, преимущественно на складах класса «Б», «С» и «Д» с невысокими техническими параметрами и у клиента всегда есть набор аргументов, которые в кризис невозможно игнорировать, а соответственно, таким логистическим операторам приходится снижать цены дополнительно из-за боязни потери имеющихся клиентов и невозможности привлечения новых для замещения.
4. Идут ли операторы на понижение цен? (если да, то насколько - в среднем, по рынку или от и до).
• Изменение цен в ту или иную сторону, по тому или иному случаю, для того или иного клиента обычное дело в логистическом бизнесе. Однако надо понимать и то, что клиент клиенту рознь, и одно дело идти на снижение расценок на услуги стокового товара, где количество задействованного персонала минимально, так как товар не движется и не перерабатывается, а совсем другое дело снижение цен на услуги для активных транснациональных клиентов с их огромным оборотом, жёсткой системой поставок в ключевые сети такие как: «Ашан», «Метро», «Касторама», «Леруа Мерлен» и др.
• В относительной величине показатель цены по ряду позиций может колебаться в премиальной логистике в диапазоне +/- 5-10% не более. В ординарной логистике этот диапазон значительно выше и может составлять в пределах +/- 15-20%. Так же большая разница девиации цены на логистические услуги в регионах, исключая Москву и частично СПб, когда наблюдается значительный спад активности клиентов на складскую логистику.
5. У каких провайдеров наиболее устойчивые позиции в кризис - есть ли те, кому необязательно идти на снижение цен, чтобы удержать клиентов? (назовите, пожалуйста, таких участников рынка).
• Традиционно, наиболее устойчивые позиции в ценовой политике на собственные услуги у логистических провайдеров из 20-ки рейтинга «Логистический оператор России», работающих в премиальном сегменте рынка, в частности, это: «Itella», «ФМ Ложистик», «Смарт Лоджистик Групп», Группа «Алиди», «DPD Россия», «Протэк»…
6. По опыту прошлого кризиса, какие операторы "выбыли" - не удержали своих позиций во время экономического спада?
• В кризисные периоды с рынка выбываю разные категории логистических операторов, крупные, средние и мелкие. Из крупных премиальных операторов за прошлый кризис выбыла компания «ЮниТранс».
• Причины ухода с рынка у каждого провайдера, конечно же свои и чем-то похожи на реплику из романа «Анны Карениной» Л.Н. Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»… где слово «семья» меняется на слово «компания» почившую в бозе.
7. И каков прогноз - насколько демпинг будет влиять на активность потребителей и какие компании смогут удержать свои позиции?
• Демпинг во все времена был неприятной антирыночной категорией, высасывая немало крови у профессиональных логистических операторов. Ведь уже с давних пор большинство компаний умеют считать себестоимость операций и рентабельность бизнес-процессов. И вдруг на рынке появляются желающие в два раза ниже продать свои услуги. Такое возможно в двух случаях:
а) компания в стадии разорения и пытается зацепиться за рынок любыми способами, включая низкие цены в убыток себе;
б) когда на рынке, по разным причинам появилось значительное количество набивных или узко проходных стеллажей, где даже при низкой цене можно балансировать в безубыточном статусе.
• Однако, для сектора премиальной логистики, где высокая квалификация кадров и развиты технологии бизнес-процессов, с двух сторон: и со стороны логистического провайдера, и со стороны потребителя услуг - ценовой консенсус достигается быстрее. А вбросы, что у соседа на 50% ниже цена на хранение и обработку товара говорит лишь о том, что он «дышит на ладан» и поддерживать качественную логистику, а тем более развиваться с ним очень опасно.
8. Какое снижение цен вы прогнозируете до конца года?
• В премиальной логистике мы прогнозируем увеличение цен на основные операции и аргументировано поясним, почему. Во-первых, многие контракты в секторе премиальной логистики живут несколько лет, при слаженной работе и хорошем трафике логистических услуг остаются неизменными. Так, контракты, заключенные в 2011-2012 гг. работают до сих пор по тарифам тех годов. Во-вторых, за последние три года совокупная инфляция составила около 30%, к концу 2015 года добавиться ещё 15-17%. За тот же период тарифы на коммунальные услуги для промышленных предприятий выросли на 28.5%, и ещё подрастут на 10-12%. В-третьих, может быть самое важное, что национальная валюта обесценилась более чем на 100%, т.е. была 30,а сейчас 60 руб. за доллар США. А в доле затрат ФЗП сотрудников составляет не менее 30%, а на них давят вышеперечисленные факторы. Естественно, что в такой непростой ситуации единственным верным выходом остается провести коррекцию цен на логистические услуги к середине текущего года на 15-17%.