Саморегулируемая организация «Микрофинансирование и Развитие» (СРО «МиР») представила исследование, основанное на обобщенных результатах деятельности СРО в сфере защиты прав и интересов клиентов микрофинансовых организаций за период с 1 марта 2014 года по 1 марта 2015 года.
Исследование позволило выявить основные вопросы, за решением которых заемщики МФО обращаются к посредникам, особенности распределения жалоб по регионам, а также активное участие посредников в генерации потока обращений. Все обращения касались договоров займа, по которым были нарушены сроки исполнения обязательств. При разборе жалоб на действия компаний – членов СРО «МиР» по существу ни одного случая нарушения законодательства не выявлено.
Чаще всего клиенты микрофинансовых организаций жаловались на действия по возврату просроченной задолженности (60,8% обращений) или просили пересмотреть начисление процентов по займу (12,4% обращений). Другие обращения содержали вопросы о соблюдении положений договоров микрозайма (2,9%), порядке и условиях предоставления микрозаймов (2,9%) или правомерности передачи прав требований по договору займа (2,3%). 18,7% обращений содержали иные вопросы относительно взаимодействия заемщика с микрофинансовыми организациями. Ряд обращений содержали просьбы помочь в урегулировании споров заемщика сразу с несколькими МФО.
Стоит отметить, что наряду с заемщиками микрофинансовых организаций, жалобы на действия микрофинансовых компаний также подают посреднические юридические компании, так называемые «раздолжнители». За указанный период доля таких жалоб составила 38,1% от общего количества обращений. Как правило, жалобы и обращения, поданные подобными организациями, содержат стандартный перечень требований к МФО, но не дают возможности разобраться в сути вопроса, что затрудняет оперативное решение вопроса заемщика.
За указанный период лишь 23,7% обращений были поданы через Интернет.
Наибольшее количество обращений было получено из Южного федерального округа, также значительное число обращений оставляли жители Приволжского и Центрального федеральных округов. В разрезе по регионам лидерами стали Москва и Московская область (19,1%), Ростовская область (15,8%), а также Санкт-Петербург и Ленинградская область (11,5%).
По каждому факту обращения Дисциплинарный комитет СРО НП «МиР» проводит проверки на предмет соблюдения правил выдачи микрозаймов и соблюдения принятых в СРО стандартов, а также на предмет соответствия фактов, приведенных в обращениях и действительности. По результатам проверки выяснилось, что в 2% от общего числа случаев обращения были отправлены не по адресу – займодавцем выступала организация, не входящая в СРО «МиР».
«К нам не поступило ни одной жалобы от заемщиков, которые исполнили свои долговые обязательства в срок и в полном объеме. За помощью СРО обращались заемщики, не вернувшие заем в срок, – отмечает директор СРО «МиР» Андрей Паранич. – Служба по работе с обращениями граждан СРО «МиР» помогала заемщику и МФО найти компромиссное решение – реструктурировать заем или снизить долговую нагрузку за счет пересмотра процентной ставки по займу».
В подавляющем большинстве случаев члены СРО пошли навстречу заемщикам. Общий объем требований к заемщикам, обратившимся за помощью СРО «МиР», был снижен на 3,6 млн рублей.
НП «МиР» образовано ведущими компаниями микрофинансового рынка и открыто для всех МФО, заинтересованных в системном цивилизованном развитии. В августе 2013 года Партнерство получило статус саморегулируемой организации. Партнерство является крупнейшей площадкой, где обсуждаются законодательные инициативы, формируются стандарты работы российских микрофинансовых организаций (МФО) на основе лучшей деловой практики. Одной из важнейших целей саморегулируемой организации НП «МиР» является создание и укрепление положительного имиджа отрасли микрофинансирования для потенциальных клиентов, а также общественности и государства.
НП «МиР» образовано ведущими компаниями микрофинансового рынка и открыто для всех МФО, заинтересованных в системном цивилизованном развитии. В августе 2013 года Партнерство получило статус саморегулируемой организации. Партнерство является крупнейшей площадкой, где обсуждаются законодательные инициативы, формируются стандарты работы российских микрофинансовых организаций (МФО) на основе лучшей деловой практики. Одной из важнейших целей саморегулируемой организации НП «МиР» является создание и укрепление положительного имиджа отрасли микрофинансирования для потенциальных клиентов, а также общественности и государства. СРО НП «МиР» ведет активную работу в области повышения финансовой грамотности населения нашей страны. Для реализации этой задачи был создан Комитет по финансовой грамотности. В рамках деятельности Комитета запланирована реализация комплекса мероприятий, ориентированных на различные слои и возрастные группы населения.