Российский рынок контрактного производства электроники по итогам 2014 года вырос на 22% - до 249 млн долларов. В условиях девальвации рубля и дефицита инвестиционных ресурсов Россия стала привлекательной площадкой для переноса контрактного производства из-за рубежа, с 2015 года эта тенденция может стать массовой. Наибольший потенциал имеет локализация производства телекоммуникационного оборудования и промышленной автоматики.
Как показало исследование информационно-аналитического «Центра Современной Электроники», российский рынок контрактного производства показал значительный рост в 2014 году – до 249 млн долларов в денежном эквиваленте. Несмотря на девальвацию рубля, рост рынка в 2014 составил 22%, что несколько меньше показателей предыдущих лет (рост на 35% в 2012 и на 30% в 2013), однако это существенно лучше средних показателей роста промышленного производства. По итогам 2015 года прогнозируется сокращение объемов контрактного производства электроники в России на уровне 30%.
Практически четверть (23%) российского рынка контрактного производства электроники приходится на промэлектронику, второе и третье место делят военная и космическая техника (19%) и оборудование связи (19%), на четвертом – системы безопасности (12%), на пятом – медицинская техника (10%). Далее в порядке убывания располагаются светотехника и табло (6%), автоэлектроника (6%), потребительская электроника (3%), фискальное и торговое оборудование (2%). Это сильно отличается от структуры мирового рынка. «Для сравнения на мировом рынке контрактного производства электроники практически половина (46%) приходится на потребительскую электронику. В России практически нет производства потребительской электроники, которая является главным драйвером развития электроники в мире», - сообщил Сергей Зорин, директор по развитию бизнеса в России компании Jabil. Он также отметил, что примерный объем выпуска готовой электронной продукции в России составляет 6 млрд долларов, 12% от общего числа электронных модулей отдается на сборку подрядным организациям, которые и называются контрактными производителями электроники.
Объем контрактного производства в России, осуществляемого по заказам зарубежных компаний, достигает 50 млн долларов, что составляет около 20% от всего рынка российских контрактных производителей. На заказы российских компаний приходятся остальные 80% - 199 млн долларов.
«Единичные случаи переноса контрактного производства в Россию в предыдущие годы не перешли в заметную тенденцию. Однако в условиях девальвации рубля и дефицита инвестиционных ресурсов с 2015 года перенос контрактного производства из-за рубежа в Россию может стать массовым. Наибольший потенциал имеет локализация производства телекоммуникационного оборудования и промышленной автоматики», - сообщил Иван Покровский, генеральный директор «Центра современной электроники». В этих сегментах велика доля закупок государственных структур и контролируемых государством компаний, при этом доля импортной продукции составляет 70-80% в общем объеме поставок.
Доля российского контрактного производства в заказах российских компаний достигает 66%. Таким образом, если говорить о рынке российских заказчиков, 66% (200 млн долларов) от объема заказов российских компаний размещаются в России, 34% (100 млн долларов) – за рубежом. При этом в Россию приходят заказы от зарубежных компаний (50 млн долларов, что составляет 20% от объема контрактного производства в России).
Объем заказов российских компаний, размещаемых за рубежом, составляет более 100 млн долларов. Всего 150-200 российских компаний размещают заказы контрактного производства электроники за рубежом. Чаще всего эти компании занимаются производством противоугонных автомобильных систем, телекоммуникационного оборудования, электронных модулей для систем управления приводом, промышленных контроллеров и других видов промышленной электроники общего назначения.
Основные заказчики
Частные компании радиоэлектронной отрасли являются основными заказчиками контрактного производства. Доля компаний, контролируемых госкорпорациями, в общем объеме заказов контрактного производства в России не превышает 15%. Хотя вес государственных холдингов в отрасли весьма велик, но они стремятся выполнять весь цикл разработок и производства самостоятельно, а частные компании активно передают на аутсорсинг стандартные производственные процессы, концентрируются на развитии компетенций в разработке и развитии уникальных технологий.