Интернет буквально взорвала новость о том, что Министерство культуры разработало законопроект, не имеющий аналогов в мировом законодательстве, подразумевающий введение глобальной лицензии на книги, аудиозаписи и видеоконтент в сети. Текст законопроекта, который тут же окрестили «Налогом на интернет», опубликован на Едином портале проектов нормативных правовых актов, а в описании значится, что его введения можно ожидать уже в III квартале 2015 г.
С извечной российской проблемой – пиратством в интернете, решили бороться по-новому. На первый взгляд, схема проста: все россияне, пользующиеся интернетом, ежегодно уплачивают посильный налог - 300 рублей оператору, получившему глобальную лицензию. Тот, в свою очередь, перечисляет часть денег правообладателям. Но не успел законопроект появиться, на его создателей сразу обрушился шквал критики: Федеральная антимонопольная служба, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), крупнейшие интернет-компании (Mail.ru, "Яндекс", "ВКонтакте" и Rambler&Co) и многие другие признали инициативу провальной.
В чем же причина такой реакции и есть ли реальные пути борьбы с пиратами?
Большая часть из нас, чего душой кривить, регулярно посещает пиратские сайты и мало того, по последним данным, более 80% россиян не готовы отказаться от нелегального контента. Талантливые режиссеры, исполнители, писатели, которые вроде бы у всех на виду, недополучают огромные прибыли, что непосредственно влияет на качество отрасли в целом. Носители авторских прав, без сомнения, должны быть более защищены на государственном уровне.
Но, на мой взгляд, схема, предложенная Минкультом, проблему пиратства не решит. Более того, она не подразумевает борьбу с ним, она перекладывает все расходы, возникшие, от пиратства, на плечи пользователей.
При ознакомлении с законопроектом возникает очень много вопросов. Предполагается, что лицензию получит любой житель России после заключения контракта с интернет-провайдером. Но как быть тем пользователям, у которых заключено несколько контрактов (например, домашний интернет и пара смартфонов с выходом в Сеть)?
Совершенно не ясно, как будут распределяться деньги, полученные от пользователей. Согласно законопроекта, Российский союз правообладателей совместно с правообладателями должен вести специальный реестр, куда войдут все «объекты авторского и смежных прав». Полученные от пользователей средства РСП будет распространять между правообладателями: чей контент больше всего популярен в Сети, тот получит больше денег. Причем, определить популярность объекта будет крайне проблематично. Как вести правдоподобный учет, если, нелегальный фильм может быть загружен на сотнях ресурсов: целиком, по частям, или с разными названиями. Если такую систему все-таки изобретут, то ее внедрение, однозначно, будет крайне затратно и затраты эти, скорее всего, также лягут на плечи пользователей.
Но главная претензия критиков – это грубейшее нарушение прав россиян на частную жизнь, ведь, по сути, все, что вы смотрели или скачивали, будет отслеживаться.
Абстрактный подход к проблеме нелегального контента и вызвал резонанс у экспертов и рядовых пользователей: слишком много моментов, остающихся непонятными даже после детального ознакомления с законопроектом, складывается впечатление, что Министерство культуры просто разработало еще один способ пополнения государственной казны, не сильно разбираясь в деталях дальнейшего распределения денег.
Пока ясно только одно – с пиратством, растущим в нашей стране из года в год, необходимо бороться. Но авторы должны получать свои честно заработанные деньги не через призрачный фонд Союза правообладателей, а через используемые во всем мире инструменты: отчисления за сборы в кинотеатрах, сертифицированные диски, покупка контента на официальных сайтах. Государство же должно выступить своеобразным регулятором: максимально искоренить пиратские сайты, торренты и нелицензионную продукцию. Только в таком случае, авторы и правообладатели будут получать справедливую оплату своего труда, а государству не придется «изобретать велосипед» и брать на себя лишнюю трудоемкую работу.