29 января 2015 года в Доме Правительства состоялось заседание Правительства РФ, основной темой которого стало обсуждение путей совершенствования системы саморегулирования.
В своем вступительном слове председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что институт саморегулирования существует с 2007 года и к настоящему времени в рамках этой системы создано свыше тысячи саморегулируемых организаций - в самых разных сферах деятельности. Он подчеркнул, что одна из основных функций саморегулируемой организации – устанавливать стандарты и правила в предпринимательской деятельности или профессии и контролировать их соблюдение. Изначально реформа была нацелена на снижение избыточной административной нагрузки на экономику, сокращение количества лицензируемых видов деятельности, упрощение контрольно-надзорных и разрешительных процедур, повышение ответственности бизнеса перед потребителями. Дмитрий Медведев также упомянул о наличии различных оценок результатов введения саморегулирования в разных отраслях и призвал повысить эффективность нормативно-правового регулирования в этой сфере.
На сегодняшний день обязательное членство в СРО предусмотрено в 11 сферах деятельности. В текущем году к этому списку добавятся еще две отрасли, итого 13: строительство, оценочная деятельность, аудит, кредитная кооперация, деятельность арбитражных управляющих и так далее. Общее число СРО достигает почти 1200. Большая часть, 767, – в отраслях, где предусмотрено обязательное членство, 424 – в сфере добровольных саморегулируемых организаций.
В соответствии с поручениями Президента и Правительства РФ Министерство экономического развития провело анализ результативности работы системы саморегулирования и подготовило предложения в рамках концепции совершенствования системы саморегулирования. Перечень выявленных проблем оказался достаточно обширным.
Неудовлетворительное качество стандартизации. Стандарты не стали стандартами профессиональной деятельности и высокой репутации участников системы саморегулирования. По большей части сохранилось формальное переложение требований законов в соответствующие профессиональные или предпринимательские стандарты.
Недостаточная эффективность контроля саморегулируемых организаций за своими членами.
Низкий уровень использования механизмов ответственности предпринимателей или профессионалов перед потребителями. Существующие объемы средств в компенсационных фондах велик, а количество выплат минимально. Система страхования также не может похвастаться эффективностью.
Не развито внесудебное разрешение споров между членами саморегулируемых организаций и их контрагентами.
Слаб государственный контроль за деятельностью СРО.
Кроме того, по мнению Минэкономразвития РФ, существующее законодательство в области саморегулирования недостаточно универсально. Растет число отраслей с особенностями регулирования, где не действуют универсальные принципы саморегулирования.
В целях решения перечисленных проблем и увеличения эффективности саморегулирования будет подготовлена концепция совершенствования механизма саморегулирования. Концепция ориентируется на унификацию и стандартизацию требований в рамках системы, в том числе требований к самим организациям, к регулированию деятельности СРО и ограничению перечня отраслевых особенностей. По планам, в базовом законе будет чётко сформулирован принцип, что может регулироваться отдельным отраслевым законодательством.
Также предлагается совершенствовать механизмы обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования через утверждение принципа коллективной ответственности и установление в качестве базового принципа солидарной ответственности членов СРО.
Расширить перечень оснований для обращения к взысканию средств компенсационных фондов или для обращения за страховой выплатой в рамках гражданско-правовой ответственности членов СРО.
Повысить эффективность осуществления контроля СРО за предпринимательской и профессиональной деятельностью и стимулировать развитие механизмов внесудебного урегулирования споров как между членами СРО, так между ними и их контрагентами.
В рамках концепции будет разработан комплекс мер, направленных на усиление ответственности саморегулируемых организаций в случае нарушения ими обязательных требований. В частности, предлагается установить базовые требования к порядку осуществления государственного контроля за деятельностью СРО, требования к осуществлению ими контроля за деятельностью своих членов, детализировать состав административных правонарушений в сфере деятельности саморегулируемых организаций.
В базовом законе появится глава, посвящённая регулированию деятельности национальных объединений СРО, их статуса, порядка формирования, определения объёма прав, обязанностей и функций.
Основным механизмом реализации этих предложений будут поправки в закон о саморегулируемых организациях.
По итогам совещания Министерству экономического развития было поручено в качестве первого этапа работы подготовить и внести до 1 апреля 2015 года в установленном порядке проект концепции совершенствования механизмов саморегулирования для ее утверждения Правительством Российской Федерации. В качестве второго этапа работы -
подготовить и в июне 2015 года внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и иные законодательные акты Российской Федерации».
Как отмечает генеральный директор СРО НП “ЭнергоСтройАльянс” Дмитрий Мурзинцев: “Законодательство в сфере саморегулирования действительно требует доработки и уточнения. Мы постоянно говорили о необходимости решать проблемы компенсационных фондов и материальной ответственности в целом, контроля за деятельностью саморегулируемых организаций и их членов, упорядочения работы Национальных объединений СРО. При этом необходимо в полной мере на уровне законодательства учитывать особенности отраслей в целях обеспечения максимальной эффективности саморегулирования на практическом уровне”.