12 февраля начальник отела госземнадзора В. Матросов принял участие на Всероссийском совещании для специалистов территориальных управлений Россельхознадзора. На совещании рассматривались вопросы совершенствования земельного законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, а также иные нормативные изменения в сфере государственного земельного надзора.
Открывая встречу, заместитель Руководителя Россельхознадзора Алексей Саурин отметил актуальность тематики земельного надзора и его совершенствования для решения стоящих сегодня перед Службой задач,и сделал акцент на том, что выбор правильного пути становления и развития системы эффективного землепользования особенно важен для России как самого большого государства по наличию земельных ресурсов.
Особое внимание было уделено приоритетным направлениям земельной политики Российской Федерации в отношении сельскохозяйственных земель, о чем подробно рассказала директор Департамента земельной политики Минсельхоза России Виктория Абрамченко. По ее словам, главным в настоящее время является: установление механизмов защиты сельскохозяйственных земель от выбытия из сельскохозяйственного оборота, совершенствование оборота сельскохозяйственных земель и развитие таких институтов как землеустройство и государственный мониторинг земель.
Обеспечить реализацию указанных целей, по мнению Виктории Абрамченко, возможно при условии выполнения следующих задач:
1. Выделение в отдельную группу особо ценных сельскохозяйственных земель с установлением критериев отнесения к таким землям и порядка установления зон их охраны;
2. Выполнение работ по определению местоположения границ особо ценных сельскохозяйственных земель и границ зон их охраны с включением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости;
3. Определение порядка установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе сельскохозяйственных земель;
4.Установление ограничений на изменение видов разрешенного использования особо ценных сельскохозяйственных земель, а также запрета на добычу общераспространенных полезных ископаемых открытым способом на сельскохозяйственных угодьях;
5.Ограничение случаев размещения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на сельскохозяйственных угодьях;
6. Выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих увеличение доли мелиорируемых земель в составе сельскохозяйственных угодий;
7. Установление механизма предоставления земельных участков федеральным государственным бюджетным учреждениям взамен используемых земельных участков, в отношении которых прекращено право постоянного (бессрочного) пользования.
8. Завершение процесса выдела земельных участков в счет земельных долей;
9. Установление мер по стимулированию вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель для сельскохозяйственного производства;
10. Установление запрета на приобретение права собственности на земельные участки из состава сельскохозяйственных земель юридическими лицами, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц составляет более чем 50 процентов, либо иными юридическими лицами, конечными бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане и (или) лица без гражданства.
По вопросу совершенствования законодательства в области мелиорации земель выступил заместитель директора Департамента мелиорации Минсельхоза России Андрей Сидоренков.
В выступлении, он указал на существующие проблемы правового регулирования этой сферы, которые обусловлены недостаточным урегулированием вопросов ведения и полномочий органов власти различных уровней; отсутствием принципов и механизмов учета мелиорированных земель, паспортизации мелиоративных систем; отсутствием утвержденных правил проведения работ в области мелиорации; отсутствием законодательного закрепления принципов платности подачи воды и водоотведения с использованием мелиоративных систем; а также некорректностью норм об ответственности за правонарушения, связанные с мелиорацией земель.
Вместе с тем Андрей Сидоренков пояснил, как будет выглядеть планируемая система правового регулирования этой отрасли и, в частности, рассказал о том, что уже к лету текущего года намечено разработать проект закона «О мелиорации земель» и проект закона «О внесении изменений в отдельные правовые акты Российской Федерации в связи с принятием закона «О мелиорации земель».
Кроме того, будут разработаны проекты актов Минсельхоза России, в числе которых:
- Правила осуществления мелиоративных мероприятий;
- Правила эксплуатации мелиоративных систем;
- Правила учета мелиорированных земель;
- Правила паспортизации мелиоративных объектов;
- Правила расчета стоимости услуг по подаче и водоотведению воды, формы договоров.
Благодаря предпринимаемым мерам реформирования, по словам замдиректора Департамента мелиорации, как раз и удастся решить существующие проблемы правового регулирования.
Также в своем выступлении он изложил видение задач Россельхознадзора, как одного из основных участников системы надзора в сфере мелиорации (наряду с Ростехнадзором, Росприроднадзором, ФАС России и пр.). Так, по мнению Депмелиорации Минсельхоза России, Россельхознадзор должен осуществлять надзор: за выполнением мелиоративных работ (культуртехника, агролесомелиорация, фитомелиорация и пр.); в сфере учета мелиорированных земель; за соблюдением правил паспортизации мелиоративных систем. По результатам чего проводить работу по возмещению вреда.
По итогам выступления представителей Минсельхоза России состоялся обмен мнениями по всему спектру проблемных вопросов, касающихся деятельности инспекторов государственного земельного надзора территориальных управлений Россельхознадзора.
Предметом особого обсуждения в рамках совещания стал разрабатываемый в Правительстве проект делегирования полномочий в сфере госземнадзора в «пилотном режиме» ряду субъектов Российской Федерации. Этому было посвящено выступление начальника Управления земельного надзора и правового обеспечения Россельхознадзора Ольги Захаровой, в котором обстоятельно и подробно была изложена позиция Россельхознадзора о нецелесообразности реализации данного проекта. В числе обосновывающих тезисов были заявлены следующие:
- передача функций по надзору тому же органу власти, который осуществляет управление и распоряжение земельными ресурсами не только заведомо неэффективна, но и противоречит существующей трехзвенной модели государственного управления, в которой контрольно-надзорные функции отделены от регулятивно-распорядительных;
- экономический «эгоизм» со стороны субъектов Российской Федерации может спровоцировать сокрытие фактов причинения вреда почвам как объекту охраны окружающей среды (не предъявление нарушителям претензий на добровольное возмещение вреда, не направление исков в суды о возмещении нанесенного почвам ущерба или др.);
- в случае передачи полномочий по государственному земельному надзору на уровень субъекта Российской Федерации, одна из основных функций существующей управленческой модели на федеральном уровне - функция общенационального координатора- не сможет быть реализована в полном объеме.
Подытоживая, Ольга Захарова подчеркнула, что в результате произойдет усложнение как механизма осуществления государственного земельного надзора, так и надзора за осуществлением переданных полномочий.
Завершилось совещание вручением наград. По решению директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России Виктора Иванова, за оказанное содействие органам наркоконтроля в решении возложенных на них задач Почетными грамотами награжден ряд сотрудников территориальных управлений Россельхознадзора.