Специалисты Департамента новостроек инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet – лидера продаж новостроек в Московском регионе – проанализировали структуру спроса на новостройки в Московской области за 2014 год по характеристикам портрета покупателя и параметрам сделки. Возрастной состав покупателей практически не претерпел никаких изменений за прошедший год, тогда как при распределении по месту прописки аналитики отметили рост доли региональных покупателей на 4%. Исходя из параметров сделки, был зафиксировано увеличение доли ипотечных сделок на 9%, а также рост доли покупок двухкомнатных квартир на 4%.
В 2014 году доля покупателей подмосковного жилья, которые прописаны в иных кроме Московской области регионах России, увеличилась по сравнению с 2013 годом на 4%. В то время как доли покупателей с подмосковной и московской пропиской сократились на 2% соответственно. Увеличение числа региональных покупателей на первичном рынке Подмосковья во многом было обусловлено нестабильной экономической ситуацией в 2014 году и желанием покупателей защитить свои средства путем вложения в рынок недвижимости Московского региона, который традиционно считается наиболее привлекательным для инвестирования и, как показал кризис 2008 года, более устойчивым к падению цен.
Распределение покупателей по возрасту в 2014 году не сильно отличалось от 2013 года. По-прежнему самая многочисленная группа – это люди в возрасте от 26 до 35 лет (41%). Это наиболее активный слой населения, в первую очередь, молодые семьи, приобретающие первое жилье на собственные средства, либо с привлечением ипотечных займов. По половому признаку структурных изменений не произошло, так как чаще всего в покупке принимают участие оба члена семьи.
В 2014 году доля ипотечных сделок составила 55% от общего объема продаж, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 9%. Высокий спрос на ипотеку в том числе «подогрела» экономическая турбулентность и ожидание повышения ставок и ужесточения условий кредитования.
Учитывая тенденцию последних лет по вымыванию проектов экономкласса из «старых» границ Москвы и перераспределение спроса в массовом сегменте в область, семейные покупатели все чаще обращают свое внимание на двухкомнатные квартиры, которые по ценам сопоставимы со стоимостью московской «однушки». Так, спрос на двухкомнатные квартиры вырос на 4%, а на однокомнатные – снизился на 4%. При этом однокомнатные квартиры по-прежнему остаются лидерами по спросу.
«В целом портрет покупателя и параметры сделки – это категории довольно инертные, поскольку изменения в структуре спроса происходят довольно медленно. Тем интересней наблюдать за незначительными “подвижками”. В 2014 году большинство новых тенденций на рынке было обусловлено ухудшением экономического положения в стране, и структура спроса не исключение – в связи с этим выросло число региональных покупателей. Однако некоторые сдвиги связаны с планомерным развитием рынка. Рост доли сделок по приобретению двухкомнатных квартир связан с закономерным развитием «естественного» спроса – люди решаются на приобретение новой недвижимости с целью улучшения жилищных условий, и в первую очередь за счет увеличения жилплощади», – отмечает Владимир Богданюк, руководитель Аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet.