Сергей Фахретдинов, член Генсовета «Деловой России», председатель совета директоров ГК «Рускомпозит».
Решение Центробанка было принято под мощным давлением со стороны бизнес - сообщества и средств массовой информации, которые выступили с консолидированной критической позицией. Мы вместе, в один голос, говорили о том, что декабрьское резкое повышение ключевой ставки Центральным банком нанесло мощный удар по реальному сектору экономики, поставило под угрозу не только планы по техническому переоснащению промышленности, но и выдвинуло во главу угла вопрос выживания предприятий.
Сомнительно, что сегодняшнее решение Центробанка принесет заметный экономический эффект: изменение ставки произошло в пределах статистической погрешности, оно незначительно. Это, скорее некая апелляция регулятора к психологии рынка, попытка зафиксировать равновесие и продемонстрировать контроль над ситуацией.
К сожалению, ставки по банковским кредитам вряд ли будут снижены в ближайшем будущем: для этого требуются более серьезные инструменты. Хотя можно надеяться на то, что объемы кредитования, особенно для малого и среднего бизнеса, перестанут снижаться такими темпами. А значит, больше предприятий останется на плаву, будет меньше болезненных процессов, связанных с массовыми увольнениями и сокращением зарплат сотрудникам.
Но эти меры даже менее, чем половинчатые. Следующим логичным шагом могло бы стать введение государственных гарантий на выдачу целевых кредитов на развитие и расширение производства для реально работающего малого и среднего бизнеса. Необходимо утвердить критерии получения субсидий промышленными предприятиями на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности. Следует зафиксировать конкретные показатели: высокая производительность труда, процент модернизации существующих или создания новых высокотехнологичных рабочих мест, инновационность продукции, экспортный и импортозамещающий потенциал. Эти меры могут поддержать реальный сектор российской экономики в гораздо большей степени, нежели 2-х процентное снижение ключевой ставки Центробанком.