Сергей Фахретдинов
Член Генсовета «Деловой России», руководитель рабочей группы по мониторингу дорожной карты «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием».
Из всего перечня направлений первоочередных действий Правительства первыми пунктами обозначены поддержка импортозамещения и содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Уже это говорит о том, что, по крайней мере, на уровне стратегического понимания, вектор задан верно. Малый и средний бизнес всегда более гибок, - в кризисные периоды истории самых разных стран, именно МСБ, подобно барону Мюнхаузену, вытаскивал экономику за волосы из финансового болота.
Как известно, сейчас основной спрос на продукцию малого и среднего бизнеса сосредоточен в госсекторе. Поэтому среди стабилизационных мер, предлагаемых Правительством, наиболее действенными нам представляются следующие.
1. Снижение нагрузки на участников закупок за счет отсрочки уплаты неустоек, изменения сроков исполнения госконтрактов, их стоимости и количественных показателей.
2. Авансирование госконтрактов в размере до 80% суммы договора.
3. Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, пополнение оборотных средств или на финансирование текущей производственной деятельности.
Конкретный порядок и механизмы предоставления этих преференций будут определены уже к 27 февраля специальным постановлением Правительства. А теперь главный вопрос, – какие критерии будут применяться при отборе компаний, которым они будут предоставлены?
На наш взгляд, в Постановлении должны быть прописаны четкие параметры, которые позволят не распространять антикризисные меры на аффилированных дочек, внучек и жучек госкомпаний, а действительно направить средства на поддержку экономики.
Какими могут быть эти параметры?
В первую очередь, это принадлежность к малому и среднему бизнесу, тем более, что теперь верхняя планка существенно повысится: предельное значение выручки предприятий будет увеличено до 2-х млрд. рублей. Второе – это должно быть российское производство, способное выполнять импортозамещающие задачи. Третье – оно должно быть инновационным. Российская экономика не может себе позволить субсидировать свечные заводики или фабрики на паровых машинах.
Конечно, и сами предприятия, претендующие на преференции, должны продемонстрировать свою эффективность. Сейчас все стороны - участники закупок сходятся во мнении, что требуется создание единого реестра поставщиков, относящихся к малому и среднему предпринимательству. В этот реестр должны войти исключительно реально работающие предприятия, а не конторы «Рога и копыта», не имеющие в своем активе ничего, кроме свидетельства о регистрации и зиц - председателя Фунта.
Чтобы такой реестр был достоверным и актуальным, он должен создаваться в тесном контакте с бизнесом: отраслевыми объединениями производителей, «Деловой Россией», «Агентством стратегических инициатив» с привлечением всех заинтересованных сторон.
Возрастет и роль контролирующих органов, в частности, Счетной палаты, специалисты которой имеют достаточно высокую квалификацию, чтобы предотвратить возможные злоупотребления и существенно повысить качество закупок. Мы предлагаем в качестве основных критериев оценки эффективности закупок госкомпаниями выделить такие, как уменьшение количества посредников между заказчиком и МСБ и увеличение доли прямых контрактов с малыми и средними предприятиями. Стремление к этим показателям позволит, с одной стороны, значительно сэкономить ресурсы госкомпаний, а с другой – окажет поддержку МСБ.