По данным Федеральной таможенной службы, импорт легковых автомобилей в Россию за десять месяцев 2014 г. сократился на 20,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года . При этом производство, по информации Росстата, в январе-августе 2014 г. упало на 4,6% . Таким образом, иностранный автопром постепенно сокращает своё присутствие в нашей стране.
В сложившихся условиях россияне отдают предпочтение моделям отечественной сборки. С учётом роста курса валют такое потребительское поведение выглядит абсолютно предсказуемым. И, скорее всего, данная тенденция сохранится на долгое время.
Впрочем, иностранные производители и без «кризисного фактора» в последние годы наращивали своё присутствие в России. По данным агентства «Автостат», в 2014 г. доля иномарок в российском автопроме вырастет до 75,5%. Для сравнения: в 2008 г. этот показатель составлял 40,4% .
Статистика продаж демонстрирует правильность стратегии, связанной с локализацией производства. Например, в октябре 2014 г. доля Škoda на российском рынке увеличилась до 3,8%, а продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на рекордные для сложной экономической ситуации 5%, достигнув отметки 7 440 автомобилей.
«Столь впечатляющих результатов удалось достигнуть благодаря целому ряду факторов, начиная со значительно расширившегося и обновившегося модельного ряда марки, заканчивая прекрасными результатами нашей собственной программы утилизации автомобилей, запущенной в сентябре 2014 года», – считает Любомир Найман, руководитель Škoda Auto Россия .
Компания последовательно наращивает своё присутствие в России. Уже несколько лет на заводе в Калуге собирают Octavia и Fabia. В Нижнем Новгороде локализовано производство внедорожника Yeti.
«В результате компаниям с европейскими корнями удаётся удерживать российские цены на автомобили. Также отмечу, что чешский концерн активно использует Trade-In (обмен старого автомобиля на новый) и специальные условия кредитования по пониженным, по сравнению со среднерыночными, ставкам», – рассказывает Дмитрий Балобаев, директор по продажам компании «Автопрага», лидирующей дилерской сети по продаже и обслуживанию автомобилей ŠKODA в Московском регионе.
О локализации производства всё чаще задумываются не только производители автомобилей, но и поставщики деталей к ним. Например, в 2013 г. в Калуге запустила своё производство автомобильного стекла китайская Fuyao Glass Industry Group. Её общие инвестиции в проект составят 300 миллионов евро .
Стремительный рост курса валют, как и ряд иных факторов, могут активизировать намерения компаний со всего мира организовать своё производство в России. Вероятно, одновременно вырастет и степень локализации: автомобили всё чаще не просто собираются, а, в прямом смысле этого слова, делаются у нас в стране.
Справка о компании «Автопрага»:
Компания «Автопрага», входящая в состав Группы компаний Favorit Motors, – лидирующая дилерская сеть по продажам и обслуживанию автомобилей Škoda в Московском регионе.
Благодаря специалистам, работающим на автомобильном рынке более 19 лет, сервисным центрам, которые отвечают мировым стандартам ŠKODA, и собственным складам автомобилей в 2013 году сеть салонов «Автопрага» ГК Favorit Motors победила в номинации «Лучший дилер по количеству автомобилей, проданных через один дилерский центр в 2012 году в Москве» и заняла 2-е место в области послепродажного обслуживания в 2012 году в регионе «Москва – Санкт-Петербург». В 2013 году компания «Автопрага» заняла 2-е место в области продаж и 3-е место в области послепродажного обслуживания в регионе «Москва».