В условиях кризиса инвестиции в «вечные ценности», одной из которых является жилье, становятся надежным способом защиты капитала. Но для того, чтобы не только сохранить средства, но и приумножить их, необходимо выбирать качественные проекты, обладающие высокой ликвидностью. Владимир Яхонтов, управляющий партнер «Миэль-Загородная недвижимость», прогнозирует дефицит качественного жилья уже в наступающем году и рассказывает, какие проекты меньше всего пострадают от кризиса.
Анализируя основные тенденции рынка жилой недвижимости в этом году, Владимир Яхонтов выделяет наиболее заметные изменения.
Первой из них является смещение спроса в сторону самого недорого жилья, что в ближайшей перспективе приведет к серьезному дефициту качественных проектов и росту их стоимости. «70% звонков в компанию заканчиваются словом «дорого», звучащим из уст клиентов после ответа на их вопрос о стоимости. При этом не имеет значения, идет ли речь о 2,5,10 или 15 млн рублей. Всё стало «дорого», – рассказывает Владимир Яхонтов.
Застройщики, подстраиваясь под спрос, направленный в сторону дешевого жилья, начинают искать пути снижения себестоимости проекта, чтобы предложить конкурентоспособную цену. Стоимость земли они уменьшить не могут; остается экономия на сетях и технологии строительства. Фактически единственное, что они могут удешевить – это стоимость строительно-монтажных работ, и это будет закономерно приводить к снижению качества. А качество жилья, которое строится в экономсегменте, и так оставляет желать лучшего - и оно продолжит снижаться.
Владимир Яхонтов советует «не гнаться за дешевизной». «Себестоимость более-менее качественного жилья должна составлять не менее 57 тыс. руб./кв. м. (и это без учета маржи застройщика). Если объект продается ниже себестоимости, то это должно насторожить. Либо это проект, расположенный очень далеко, где стоимость земли намного ниже, либо это низкокачественный продукт, который вполне может оказаться провальным».
Вторая важная тенденция связана с ростом спроса на проекты высокой стадии готовности и те, где уже построены очереди или корпуса, которые уже переданы или находятся в процессе передачи жителям. «Как правило, по этим готовым очередям/корпусам уже зафиксирована прибыль. И эта прибыль может быть направлена застройщиком на дальнейшее строительство новых очередей. В данной ситуации девелопер становится более независимым. В условиях кризиса он имеет возможность не перераспределять эту прибыль (не выводить из проекта), а направить на новое строительство, – объясняет причины устойчивости данных проектов Владимир Яхонтов. – Уже сегодня мы видим повышенный спрос на подобные объекты со стороны покупателей. Например - жилой комплекс «Андерсен» на территории Новой Москвы. Даже во время всеобщего бума скидок в сентябре застройщик не снижал цены. При этом темпы продаж сохранялись на высоком уровне».
Компания «Миэль-Загородная недвижимость» вышла на рынок в 1997 году. В 2005 году компания «Миэль-Загородная недвижимость» была преобразована в одну из самостоятельных бизнес-единиц группы компаний «Миэль». «Миэль-Загородная недвижимость» специализируется на продаже коттеджей, домов и земельных участков по всем подмосковным направлениям, осуществляет полный комплекс услуг и мероприятий по продвижению загородных новостроек и объектов регулярного рынка. Компания оказывает услуги как физическим, так и юридическим лицам, покупателям и продавцам, застройщикам и инвесторам – всем тем, кому необходима квалифицированная помощь по вопросам операций с загородной недвижимостью. В риэлтерском портфеле компании находится более 100 поселков. В 2000 году Компания первой вышла на рынок Подмосковья с проектами строительства таунхаусов. Деятельность компании «Миэль-Загородная недвижимость» отмечена многочисленными профессиональными премиями и наградами.
ГК «Миэль» — одна из самых крупных и опытных сетевых компаний российского рынка недвижимости. Основанная в 1990 году, сегодня ГК «Миэль» объединяет более 100 собственных и франчайзинговых офисов на территории РФ.
Группа компаний «Миэль» оказывает полный комплекс риэлторских услуг: покупка и продажа квартир на первичном и вторичном (регулярном) рынке, продажа загородной недвижимости, продажа коммерческой недвижимости, аренда городской, загородной и коммерческой недвижимости, операции с элитным жильем и с недвижимостью за рубежом. Также в рамках группы развивается инвестиционно-девелоперское направление деятельности.
Общий портфель проектов «Миэль» составляет около 2 млн кв. м. Среди крупнейших проектов, в которых группа компаний принимала активное участие, — ЖК «Гранд Паркъ», «Приват-Сквер», «Академический», «Фьюжн Парк», микрорайоны «Волжский», «Юбилейный», «Красная горка» и другие.
Профессионализм «Миэль» неоднократно подтвержден авторитетными рейтингами. «Миэль» — единственная российская компания, вошедшая в ТОП-5 международного рейтинга самых эффективных компаний на рынке недвижимости по данным РБК (июнь 2012 года).