В соответствии с собственным исследованием компании StoreDatа, большинство клиентов дата-центра в равномерной степени заказывают различные услуги ЦОД, без каких-либо очевидных преимуществ или выбора какой-то определенной услуги.
Так, например, среди большинства заказчиков ЦОД StoreData одинаково популярны Dedicated и Colocation. И при этом используют одновременно несколько сервисов ЦОД – размещение и аренда оборудования, что помогает уменьшить затраты на покупку оборудования и сократить время на его установку и запуск в эксплуатацию. При этом Заказчик получает готовую инфраструктуру, функции по поддержанию и обеспечению которой несет оператор ЦОД. Клиенты также выносят текущие ресурсы в облако, что обеспечивает быструю развертываемость проекта и значительно увеличивает количество одновременно сохраняемой и обрабатываемой информации, что обеспечивает непрерывность бизнеса заказчиков.
Отметим, что на данный момент наибольшей популярностью на рынке в целом пользуются размещение стоек или оборудования в стойках операторов, аренда вычислительных мощностей, услуги классического хостинга или IaaS с целью сокращения издержек на инфраструктуру или повышения ее гибкости и адаптивности. Наблюдается рост в сегменте услуг colocation. Все больше говорят и все чаще приобретают «облачные» сервисы. По прогнозам IDC, российский рынок облачных вычислений будет расти на 100% ежегодно до 2015 года. До 2017 года компании будут проявлять интерес к SaaS и IaaS — среднегодовой рост сегментов составит около 50 и 40% соответственно. Сохраняются тенденции строительства региональных и больших коммерческих ЦОД. По данным издательства «Открытые системы» наибольшей популярностью продолжают пользоваться «классические» услуги по аренде площадей или стоек для размещения ИТ-оборудования (20%) и аренде физических ИТ-ресурсов (14%). Растет спрос на аренду виртуальных ИТ-ресурсов по модели IaaS (16%).
Исходя из статистической информации, большинство клиентов ЦОД представляют такие категории рынка как хостинговые проекты, финансовый сектор и медийные проекты. Увеличивается число заказчиков – игровых проектов, держателей видеоконтента и контентогенераторов.
Принято полагать, что услуги дата-центра востребованы только крупными компаниями, но на самом деле наблюдается тенденция использования услуг и развивающимися компаниями, особенно если речь идет о стартапах с иностранными инвестициями. По данным телекоммуникационного провайдера Orange Business Services в России и СНГ, аутсорсинг дата-центров в России использует примерно 13% крупного бизнеса, а ещё чуть больше 6% планирует начать пользоваться этим сервисом в ближайшее время. Наблюдается увеличение доли компаний, пользующихся услугами коммерческих ЦОД. Если в 2010 году таковых было только 18%, то к 2014 году их число выросло почти вдвое — до 32%.
Рынок показал, что часть некритичных бизнес-приложений выгоднее передать на аутсорсинг. Для финансов – это colocation. Нефтегазовая отрасль, помимо colocation, тоже рассматривает перевод ряда приложений (почту и др.) в коммерческий ЦОД. В сегменте СМБ наибольшей популярностью пользуются чистые облачные услуги и аренда оборудования.
Банки нуждаются преимущественно в получении площадей для размещения собственного оборудования в коммерческом ЦОД, средний бизнес ориентируется на покупку юнитов в стойках, стартаперы заинтересованы в виртуальных серверах, а интернет-магазины – в хостинге web-сайтов.
В связи с планируемым вступлением в силу законопроекта о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях) на российском рынке ЦОД присутствует тенденция роста спроса. Пока она не носит массового характера, однако заметны тенденции со стороны западных заказчиков активизации мониторинга российского рынка ЦОД и существующих на нем предложений.
Спрос на отечественные мощности вырастет. Клиентам, привыкшим к высокому уровню безопасности и качеству поддержки зарубежных сервисов, будет нужен сервис не меньшего объема и надежности, что безусловно даст толчок развитию рынка ЦОД в России, а нехватка качественных площадей станет еще более очевидной. Ожидается, что инвестиции в развитие сегмента будут возрастать ежегодно до 2016 года не менее чем на 30–40%, а к 2018 году темпы роста рынка ЦОД в РФ составят не менее 10%.
По словам Коммерческого директора ЦОД StoreData Руслана Кадырова, крупнейшие западные IТ-компании, в том числе в области информационных технологий, уже развернули сервисы на территории РФ или активно двигаются к этому. К ним относится Google, уже имеющий соответствующие площади в Москве и Санкт-Петербурге, который также стремится выйти и на региональные рынки развития. По сообщениям газеты «Ведомости», Microsoft и IBM, могут арендовать дата-мощности у «Ростелекома» для того, чтобы соответствовать новому российскому законодательству, требующему хранить данные российских пользователей на серверах внутри России.