«Общественная палата РФ предложила Министерству образования направлять детей мигрантов в специальные школы» - сообщила 16 декабря газета «Коммерсант». Как заявили эксперты палаты, большинство таких учеников не могут осилить стандартную школьную программу, так как зачастую приходят учиться, не владея даже основами русского языка. Инициатива палаты подразумевает обучение почти полумиллиона детей мигрантов.
Обилие не говорящих по-русски школьников объясняется тем, что большинство средних школ, в отличие от вузов, не предъявляет к детям требований, касающихся уровня владения языком. Преподаватели отмечают, что детям мигрантов сложно не только освоить учебный план, но и найти контакт со сверстниками. Проблемы в основном касается детей трудовых мигрантов и беженцев из стран, где русский язык не используется в повседневной жизни. Гораздо реже сложности возникают с обучением беженцев из Украины: с весны этого года их количество существенно увеличилось, однако почти все они хорошо знают русский.
Директор департамента общественных связей университета «Синергия» Михаил Кудинов прокомментировал новость следующим образом: «Сегодня знание русского языка, устная и письменная грамотность являются одними из решающих факторов при устройстве на работу в любую более-менее серьезную компанию. Деловые коммуникации требуют не просто удовлетворительного уровня владения языком – уважающий себя специалист должен уметь выражать свои мысли искусно и безукоризненно. Кроме того, если мы хотим добиться высокого уровня толерантности и уважения к представителям других национальностей в нашей стране, необходимо всеми силами облегчить процесс социализации мигрантов. Незнание языка делает социальную адаптацию иностранца практически невозможной».
В последние годы в крупных города России уже были открыты школы для детей иностранцев. Программа таких заведений подразумевает полугодовое или годовое обучение фонетике, лексике и грамматике русского языка; ребенок, успешно прошедший курс, затем может перейти учиться в общеобразовательную школу. Однако подобных школ слишком мало: в Москве их осталось лишь 6. Несмотря на потребность ребенка в получении образования, семьи мигрантов зачастую не имеют ни времени, ни лишних средств, чтобы обеспечить посещение ребенком школы, расположенной в другом районе.
«Возможно, Минобразования сочтет создание подобных школ в каждом районе Москвы чересчур затратным предприятием. Но из этой ситуации есть несколько разумных выходов. Можно открыть специализированные классы уже в существующих школах, можно обучить преподавателей работать с детьми мигрантов, можно подключить к образовательному процессу волонтеров и работников центра адаптации беженцев. К тому же, необходимо понимать, что в России у детей из бывших союзных республик гораздо больше шансов получить качественное образование, чем на родине» - отмечает Михаил Кудинов.