Серия «Системный бизнес: Роль персонала в построении системного бизнеса»
Легионерам бизнеса посвящается
1. Легионеры бизнеса
В статье «Выдержит ли атлант» мы пели осанну атлантам - владельцам компаний, на которых держится наше общество, и которым в этом обществе живется нелегко. Мы также много писали и о тех, кто мешает атлантам вести дела, - о сотрудниках, которые, подобно пятой колонне, скрытно разрушают компании изнутри.
Но мы считаем, что важно не только научиться выявлять и обезвреживать вредителей. Еще важнее научиться распознавать тех, кто готов встать, и встает плечом к плечу с атлантами, кто готов разделить, и разделяет их ношу. Мы считаем необычайно важным научиться распознавать Топ-менеджеров – «легионеров», считающих делом чести заставлять дела идти правильно в тех компаниях, в которых они работают. Поскольку наш опыт показывает, что очень часто сами атланты усложняют себе жизнь, не замечая тех, кто готов им помогать, и не принимая их помощи.
Для себя, мы ввели следующую классификацию персонала компаний.
Первая категория - "офисный планктон". Этот вид имеет множество подвидов, но общим для этой категории является философия: "Могу копать, а могу не копать", или "Где бы ни работать, лишь бы не работать». Именно о них говорят: «Еж птица гордая, - пока не пнешь, не полетит». Годы эволюционного отбора научили планктон использовать мимикрию, и изображать бурную деятельность для собственного выживания.
Вторая категория – это «вредители». «Вредители» опаснее «планктона». Они не связывают рост своего благосостояния с процветанием компании. Вредители не видят иной возможности для личного обогащения, кроме как урвать побольше прямо сейчас. Причем не обязательно это является прямым воровством, хотя и этим они не брезгуют. «Вредители» просто «берут свое», карабкаясь на высокооплачиваемые должности, получают премии, и продвигаются по службе за счет присвоения плодов чужого труда, интригуя, предавая, и сливая инфу конкурентам. Они саботируют прибыльные для компании проекты, и проталкивают заранее убыточные, если им это выгодно.
И, наконец, третья категория - те, кто честно зарабатывает себе на жизнь, стремясь вносить максимальный вклад в ту компанию, в которой они работают, кто стремиться вырасти вместе с этой компанией, не пресмыкаясь, и не идя на компромиссы – мы называем их «Легионеры».
Итак, мы решили опубликовать серию статей, посвященных тем, кто вместе с владельцами занимается созиданием. Тем, кто связывает свое процветание с жизнью компании, и чья работа не строится по принципу от "звонка до звонка". Мы решили написать о «легионерах».
О! Они далеко не ангелы! Иногда они бывают очень неприятны. Но! Именно их потом и кровью воплощаются в жизнь идеи и замыслы владельцев. И именно их вклад часто остается недооценённым, а их заслуги приписывают себе более ушлые «коллеги». Очень часто их не продвигают по карьерной лестнице лишь потому, что они не умеют или не хотят "правильно" демонстрировать свои достижения, а вместо этого отдают кресла руководителей лентяям и подхалимам, вся заслуга которых сводится к тому, что они с восторгом заглядывают босу в рот.
«Легионеров» часто не любят еще и потому, что они не всегда приятны в общении, и имеют привычку спорить, высказывать личное мнение, которое отличающееся от мнения руководства.
Часто вредителей или бездельников держат на руководящих постах лишь потому, что их, якобы, некем заменить. Хотя на самом деле замена есть, - где-то рядом всегда можно найти скромных «легионеров», которые, заняв руководящие посты, сами начнут выживать из компании «тараканов». Поэтому научиться распознавать "легионеров", на наш взгляд, гораздо важнее, чем «планктон» и «вредителей».
Существует точная технология выявления "легионеров". С ее помощью мы помогли занять достойное место многим менеджерам в разных компаниях, и сейчас они приносят владельцам и самим компаниям огромную пользу. Мы обязательно расскажем об этой технологии. Но сначала приведем несколько реальных примеров из жизни. Мы расскажем о людях, которые без нашей помощи никогда бы не заняли руководящие посты в силу определенных черт своего характера или внешности. Это истории реальных людей, с которыми мы столкнулись в своей работе в разных компаниях.
2. История первая: легионер «колхозница»
Итак, на ваш суд выносится рассказ первый: «Легионер - колхозница».
Этот случай заставил нас принять очень жесткое правило: «Не оценивать людей по их внешнему виду. Никогда!!!».
На одном заводе нам дали в помощь хрупкую девушку, назовем ее Ольга (имя изменено). Сказали толковая. Но внешний вид... Посмотрев на нее, подумали: "Деерееевняяяя".
Было видно, что девушка совсем недавно приехала из села. Такой, знаете ли, особый шарм. Собранные на коленках и щиколотках колготки, кошмарная кофточка вся в рюшечках, и прическа работы сельского мастера. При взгляде на девушку вы сразу же понимали, что на ней лучшая одежда, которая у нее только есть.
Когда она заговорила, я совсем сник. Она и «гыкала» и «окала».
"Черт! Дали сотрудницу, которую не знают куда девать и чем занять. Надо будет завтра поговорить с директором, чтобы заменили" – подумал я.
Поговорить с директором в следующие два дня не получилось из-за его отъезда. Не стал я просить замену и после его возвращения, поскольку вдруг обнаружил, что практически все поручения выполняются быстро и точно. Ее отчеты были лаконичны, точны и максимально информативны. Крайне редко и только в самом начале приходилось делать уточнения. Через некоторое время она начала добавлять и выводы.
Мы попросили ее выяснить, как проходит процесс передачи сырья между сменами. Поручили не только описать бизнес процесс «как есть», но и найти минусы, которые необходимо устранить. И что бы вы думали? Она не только описала этот бизнес процесс, но и нашла реальные минусы!
Через некоторое время выяснилось, что она обладает еще и такими качествами, как смелость и хватка. За них мы про себя прозвали ее «бульдогом». А дело было вот в чем. Мы формализовали бизнес-процесс инвентаризации и выравнивания остатков. Процесс был простой, и прогнать его мы поручили Ольге. Неожиданно Ольга столкнулась с сопротивлением и саботажем. Сначала неявным, завуалированным. Но по мере того, как она начала давить, сопротивление становилось все более явным и открытым. Вначале, заведующие складами всячески затягивали начало инвентаризации, ссылаясь на занятость и срочные дела, мол, не до тебя, приходи завтра. И вот тут Ольга проявила характер. Она не ругалась, не скандалила, а просто ходила за ними по пятам, и, не повышая голос, интересовалась каждые полчаса: "Вы уже освободились?". Когда дамы поняли, что просто так от нее не отделаешься, пошли откровенные наезды: "Тебе что, больше всех надо? Без году неделю работаешь, а мы здесь давно. Консультанты приехали и уехали, а ты останешься, с коллективом дружить надо». Кода это не помогло. Стали жаловаться на жизнь и плакаться: «Дети, пьющие мужья, маленькая зарплата». Когда не помогло и это, побежали к директору, угрожая уволиться, если им "не перестанут мешать работать". Но все закончилось хорошо: процесс внедрили, обнаруженные дыры в складском учете ликвидировали, а завскладов поменяли.
Когда в компании встал вопрос о необходимости построения департамента качества (компания много теряла на возвратах из-за большого процента брака на производстве), я порекомендовал Ольгу на пост руководителя департамента. Первой реакцией владельца было: "Ты что, с ума сошел?! Ты посмотри на нее! Какой из нее к черту Топ? Девочка, конечно, хорошая, но она же колхозница!". К счастью (в том числе и для владельца) мы уже доказали свою компетентность, и я продавил ее кандидатуру. И это было правильным решением.
Через четыре месяца после нашего отъезда мне позвонил владелец: "Слушай, твоя протеже поставила завод на уши. Она срывает план продаж. Ее голову у меня требуют и коммерческий и исполнительный директор, и их замы". В разговоре выяснилось следующее. По нормативным документам без подписи руководителя департамента качества, продукция не может выехать за пределы завода. Так как на заводе участились случаи возврата от клиентов некачественной продукции, Ольга провела инспекцию, и выписала заместителю по производству и начальнику производства требование устранить недостатки. Ага щас! Так они и побежали выполнять: «Будут нам указывать всякие соплюшки». Они ее даже посылать не стали. Просто забили на исправления недостатков. И тут она показала себя во всей красе! Когда в установленный срок ничего не было исправлено, она отказалась подписывать документы на отгрузку, и выписала приказ о переработке всей последней партии. Вот с этим ребята не считаться уже не могли. Отгружать без ее подписи – дело, знаете ли, подсудное. Что тут началось... Сначала ее просили «по-хорошему», потом умоляли, стыдили, что по ее вине срываются отгрузки, и в результате будет сорван месячный план, а весь завод останется без премий. Потом откровенно наезжали.
Здесь следует отметить, что мы регламентом закрепили возможность увольнения руководителей департамента персонала и качества только через одобрение владельца. Поэтому, не имея возможности уволить Ольгу, на нее орали и коммерческий директор, и зам по производству, и сам исполнительный директор.
Наконец, ее вызвал к себе владелец: «Оля не перегибай, план горит, давай так, сейчас отгрузим, а потом они выполнят все твои требования, они мне клятвенно обещали». На что она ответила: «Александр Иванович, вы когда ставили меня на эту должность, вы поручили мне сократить брак, и я обещала, что это сделаю. Если я сейчас отступлю, то все останется, по-прежнему, и через некоторое время вы меня все равно уберете за то, что не справилась. Поэтому или увольняйте сейчас, или дайте возможность выполнять свою работу».
Вот после этого он и позвонил: «Да, ты правильно говорил, действительно «бульдог». Но что делать то?».
Я спросил его: «Ты сам-то как думаешь? Если твоих засранцев сейчас не прижать, они потом наведут порядок?».
«Да хрен там, это они сейчас поют», - тяжелый вздох.
«Ну так просто не мешай ей. Скажи, что ребята, извините, я вам сочувствую, но убрать ее не могу, и подними глаза вверх, пусть думают что хотят. А потом добавь, что если сорвете план, я вас всех повыгоняю к чертовой матери. Ты останешься добрым, а она ликвидирует проблему».
«Ладно, попробую».
И снова все закончилось хорошо. Попотеть им, конечно, пришлось. Зам по производству с начальником производства не спали двое суток, вывели людей в третью смену, цеха работали в авральном режиме, но партию переделали, план выполнили, недостатки устранили. Владелец позвонил, когда все закончилось. «Ты опять прав, спасибо! Но, если честно, как же ты надоел со своей правотой!», – сказал он в шутку.
Ну а что с «деревенским» имиджем? Пред повышением у нас с Ольгой состоялся такой вот разговор: "Оль, я порекомендовал твою кандидатуру на должность руководителя департамента качества. Но ты мне должна кое-что пообещать. Половину первой зарплаты на этой должности ты потратишь в салоне красоты. Ты сделаешь прическу, качественный маникюр, и что там еще положено у вас, девушек. В общем, ты должна и внешне соответствовать должности". Ольга приняла условие. И не подвела.
Когда через год я приехал на аудит этой компании, деревенской простушки уже не было. Вместо нее была настоящая бизнес-леди.
Вот такая история.
Возможно, и в вашей компании работает такая вот «колхозница»? Если так, то присмотритесь к тому, какой результат она дает.