11 декабря в Москве состоялось совместное заседание Комитетов Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») по вопросам технического регулирования и присоединения к «Кодексу установившейся практики. Железнодорожный подвижной состав и инфраструктура. Оценка соответствия».
Мероприятие прошло под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД», Президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича. В нем приняли участие: управляющий директор – главный инженер АО «НК «КТЖ» Серик Толебаев, первый заместитель главного ревизора дорожного по безопасности движения поездов службы безопасности движения поездов ГО «Белорусская железная дорога» Иван Бречко, вице-президент НП «ОПЖТ» Владимир Матюшин и начальник Управления инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта Дмитрий Шпади.
В заседании участвовали представители ОАО «РЖД», ОАО «ВМЗ», АО «НК «КТЖ», Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федеральная служба по аккредитации, Росстандарт, РСПП, ОАО ХК «СДС-маш», ТОО «Казахстанский центр сертификации на железнодорожном транспорте», Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ, ЗАО «Испытательный центр технических средств железнодорожного транспорта», МТЗ Трансмаш, ООО «Инженерный Центр подвижного состава», ЗАО «Трансмашхолдинг», ОАО «НИИ вагоностроения», ОАО «ВНИКТИ», ОАО «ВНИИЖТ», ОАО «НИИАС», ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы», Центр испытаний материалов и конструкций Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», Белорусский государственный университет транспорта, ПГУПС, ЗАО НПЦ Инфотранс и другие.
В ходе заседания участники обсудили формирование и условия применения нормативной базы для обеспечения технического регулирования на железнодорожном транспорте, рассмотрели требования к испытательным полигонам и вопросы оснащения испытательных центров. Кроме того, собравшиеся обсудили важные вопросы, связанные с введением в действие регламентов Таможенного Союза в области железнодорожного транспорта.
Открывая заседание, Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович отметил, что с августа этого года на территории стран-участников Таможенного союза начала действовать единая система технического регулирования, в частности - единая система подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям безопасности.
«Это позволило установить единые обязательные требования к продукции, установить общие подходы к процедуре ее обязательного подтверждения соответствия, общие методы проведения испытаний. Такой подход будет способствовать также и развитию экспериментальной базы в странах-участниках Таможенного союза. Техническими регламентами также был определен порядок ввода в эксплуатацию инновационной продукции, что тоже можно считать положительным эффектом. Однако наряду с положительными моментами, ввод технических регламентов в том виде, в котором они есть – несет в себе и определенные сложности, которые подлежат обсуждению», - отметил он.
Валентин Гапанович рассказал о работе ОАО «РЖД» в условиях единых технических регламентов Таможенного союза. Компанией совместно с рядом ведущих испытательных центров России была организована работа по их аккредитации для возможности работы по техническим регламентам Таможенного союза (ТР ТС). К моменту вступления их в силу эта работа была завершена, что наравне с аккредитацией ФГУП «РС ФЖТ» позволило несколько смягчить момент вступления в силу ТР ТС и не допустить в России полной блокировки работ по обязательному подтверждению соответствия.
«Определенные сложности еще возникают при проведении работ по подтверждению соответствия у участников этого процесса, но у нас есть понимание, как эти сложности преодолевать», - сообщил Валентин Гапанович.
В 2013 году ОАО «РЖД» на Октябрьской железной дороге был создан испытательный центр для испытаний материалов и конструкций, который оснащен уникальным оборудованием, позволяющим решать практически весь спектр задач от испытаний для целей декларирования и до проведения различных исследовательских работ в области верхнего строения пути. Значимость центра существенно возрастает при реализации проекта создания высокоскоростных магистралей в России. Этот центр аккредитован в установленном порядке и внесен в Реестр органов по сертификации и испытательных центров Таможенного союза.
ОАО «РЖД» также плотно взаимодействует и с «внешними» испытательными центрами. Одним из примеров такого успешного взаимодействия можно считать продуктивное сотрудничество с Испытательным центром технических средств железнодорожного транспорта, расположенного в Новоалтайске. Так, ОАО «РЖД» совместно с этим испытательным центром - при поддержке НП «ОПЖТ» и вагоностроительных предприятий - была организована работа по проведению динамических ходовых испытаний с целью определения силовых факторов, действующих на тележку грузового вагона в условиях реальной эксплуатации.
Компания в тесном сотрудничестве с ОАО «ВНИИЖТ» проводит работы по испытаниям различной инновационной продукции. Так, например, в ноябре этого года на экспериментальном кольце Щербинка впервые приступили к комплексным испытаниям 4 типов безбалластных конструкций пути для высокоскоростной железнодорожной магистрали и совмещенного движения, смонтированных за счет компаний-изготовителей из России и стран Евросоюза. «Полагаю, что к началу проектирования будущей высокоскоростной железнодорожной магистрали мы получим исчерпывающую информацию для принятия решения по выбору соответствующей конструкции пути», - отметил старший вице-президент ОАО «РЖД», президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович.
По его словам, огромное значение в проведении любых испытаний имеет метрологическое обеспечение. Октябрьский центр метрологии, имеющий статус головного предприятия метрологической службы ОАО «РЖД», выполняет функции сетевого значения. В следующем 2015 году планируется продолжать расширение сферы аккредитации центра, а также расширение метрологической подготовки персонала.
В ходе заседания ведущий научный сотрудник ОАО «ВНИИЖТ» Александр Бржезовский отметил, что сегодня необходимо уделить особое внимание созданию технических требований, предъявляемых к испытательным полигонам. «Испытательные центры при проведении испытаний предъявляют определенные требования к инфраструктуре испытательных полигонов. Всего существует 4 типа таких полигонов. Строить специальные экспериментальные кольца, как у ВНИИЖТ, весьма дорого, поэтому часть испытаний надо проводить на участках сети железных дорог в реальных условиях. У ОПЖТ, в частности, есть намерения разработать такой важный стандарт, как «Технические требования к испытательным полигонам».
В ходе заседания вице-президент НП «ОПЖТ» Владимир Матюшин подчеркнул, что главной задачей органов по оценке соответствия является обеспечение безопасности выпускаемой предприятиями продукции, поэтому все работы должны быть четко скоординированы.
По словам Владимира Матюшина, органы по оценке соответствия должны проводить полную проверку безопасности продукции, для этого при проведении испытаний нужен компетентный персонал. У сотрудников испытательных центров и органов по сертификации должна быть высочайшая квалификация в области железнодорожной техники. Такая техника отличается наличием весьма сложных технических систем, в которых может разобраться только человек с соответствующим образованием и опытом работы. Кроме того, испытательные центры должны быть оснащены всем необходимым современным оборудованием.
Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович также отметил, что вся продукция, поступающая на железную дорогу, в первую очередь должна соответствовать требованиям безопасности. Согласно требованиям Таможенного Союза все методы испытаний должны быть подготовлены в виде ГОСТов к 2 августа 2016 года, поэтому предприятиям не стоит об этом забывать и следует объединить усилия в области работ по стандартизации.
В ходе заседания также состоялась церемония присоединения аккредитованных органов, испытательных центров и лабораторий к «Кодексу установившейся практики. Железнодорожный подвижной состав и инфраструктура. Оценка соответствия».
К Кодексу присоединилось еще 17 организаций. Среди них, в частности, Испытательный центр ОАО «НИИАС», Испытательный центр ЗАО «Научная организация «Тверской институт вагоностроения», ЗАО «Испытательный центр технических средств железнодорожного транспорта», Испытательный центр ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзор, Орган по сертификации ТОО «Фирма «Жанабет», ТОО «Казахстанский центр сертификации на железнодорожном транспорте», Центр испытаний материалов и конструкций Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», ТОО «Совместное предприятие «Средне Азиатский Центр Сертификации железнодорожного транспорта», ОАО «НИИ вагоностроения», ООО «Инженерный Центр подвижного состава», Испытательный центр тягового подвижного состава и путевых машин Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава ОАО «ВНИКТИ», Орган по сертификации при Учреждении образования «Белорусский государственный университет транспорта», Испытательный центр железнодорожного транспорта «СЕКО», Испытательный центр железнодорожной техники ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» ВНИИЖТ, Испытательный центр ПГУПС, Испытательный центр программных средств железнодорожного транспорта ЗАО «ИБ Транс» и ООО «Тихвинский испытательный центр железнодорожной техники».
Валентин Гапанович поблагодарил новых участников и отметил, что Кодекс был принят ОАО «РЖД», АО «НК «КТЖ», ГО «Белорусская железная дорога», Международным союзом железных дорог и Центром технической компетенции в Казахстане в конце октября этого года. Кодекс направлен на установление общих принципов установившейся практики оценки соответствия для всех ее элементов, включая нормативные документы, основы деятельности органов оценки соответствия, системы и схемы оценки соответствия и правила оформления результатов, что позволит развивать систему технического регулирования на железнодорожном транспорте с учетом заложенных в нем принципов.
Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович подчеркнул, что документ даст определенные преференции тем, кто к нему присоединился. В частности, будет оказано содействие ОАО «РЖД» в части создания испытательных полигонов на сети железных дорог, где испытательные центры смогут проводить испытания железнодорожной продукции.
Кроме того, в ходе заседания было решено создать Совет органов по оценке соответствия. Его возглавит Ирина Дариенко, занимающая должность руководителя Центра испытаний материалов и конструкций Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
По словам Президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича, через 1,5 года это будет лучшая система по оценке соответствия промышленной продукции на территории стран Таможенного союза.