По результатам исследований экспертов Origin Capital, современный торговой центр площадью от 3000кв.м. не может приносить стабильный доход без парковки.
Средний показатель требуемого количества машиномест составляет от 3-7 мест на 100 кв.м. арендопригодной площади. Исключение могут составить только торговые центры площадью до 3000кв.м., расположенные близи станций метро. Такие ТЦ обеспечивают себе покупательский поток за счет пассажиров метрополитена и небольшой доли автомобилистов, оставляющих машины возле дороги. «Крытые или многоуровневые пристраиваемые парковки строятся, когда недостаточно земельного участка. Если размеры земли позволяют построить открытую парковку, то для собственника и ритейлеров она является более приоритетной», - комментирует Сергей Богданчиков, управляющий директор Origin Capital.
Стоимость строительства подземного паркинга может превышать строительство наземной части объекта (без отделочных работ). Средняя стоимость строительства одного подземного парковочного места составляет $20-25тыс. Также отмечают, что затраты на строительство подземной парковки в центре города в 2-3 раза превосходят тот же проект в спальном районе. Строительство подземной парковки занимает от 30-50% в общей стоимости объекта.
При этом, эксперты Origin Capital отмечают, что в некоторых городах из-за сложного грунта довольно трудно организовать этот процесс. Например, болотистая почва и обилие рек в Петербурге осложняют процесс и повышают стоимость строительства подземного паркинга. «Несмотря на проблемы, связанные со строительством парковок, профессиональные девелоперы понимают, что наличие достаточного количества машиномест определяет доходность объекта», - комментирует г-н Богданчиков.
Наличие большой парковки привлекает арендаторов, повышает арендные ставки и посещаемость.