19 ноября 2014 года в Москве состоялся 8-й Международный Форум «Женщины в современной экономике: курс на предпринимательство?», организованный некоммерческим партнерством «Комитет 20» в рамках Всемирной недели предпринимательства, как всегда посвященный самым актуальным вопросам женского предпринимательства и укреплению роли женщин в экономическом развитии страны. В Форуме приняло участие более 130 человек, включая женщин-предпринимателей из 13 регионов России. Этот день также ознаменовался презентацией новой инициативы - Международного дня женского предпринимательства (WED), который теперь будет ежегодно проходить 19 ноября. Форум «Женщины в современной экономике: курс на предпринимательство?», организованный «Комитетом 20», стал первым знаковым событием этой инициативы.
Роль женщин-предпринимателей в российской экономике становится все значительнее. Количество женщин, желающих открыть свой бизнес за последние два года, существенно выросло, что является показателем если и не улучшения бизнес-климата, то, по крайней мере, возрастающей популярности самой идеи предпринимательства в России. И это несмотря на то, что основные барьеры и проблемы лежат все в тех же областях, что и несколько лет назад - регулирование, финансирование, обучение и общение предпринимателей между собой, отметила Елена Федяшина, исполнительный директор НП «Комитет 20».
Анна Белова, заместитель Председателя Совета Директоров Центра по развитию Предпринимательства, профессор Высшей Школы Экономики и Председатель совета НП «Комитет 20», отметила, что важно поддерживать не только отдельных предпринимателей, сколько создавать эко-систему и обеспечивать эффективное развитие трех ее важных компонентов – создание предпринимательской культуры, стимулирование людей, которые становятся на путь предпринимательства, и обеспечение им доступности ресурсов. Сегодня в России потенциал женского предпринимательства недооценен, поэтому игрокам рынка и старт-апам важно быстрее своих конкурентов оценивать ситуацию и думать, что можно предложить потребителю.
И все же женщины-предприниматели, в первую очередь, должны и могут рассчитывать только на себя. Некоторые добиваются в своих проектах таких успехов, которые становятся образом построения эффективного предпринимательского бизнеса даже для более опытных западных коллег. И пример удивительной женщины Светланы Преображенской, директора Крестьянско-фермерского хозяйства «НИЛ», тому лучшее доказательство. Начав 20 лет назад с 20 литров молока, сегодня компания производит 200 тонн в день. Весь ассортимент продукции (молоко, сметана, сыры, творог) созданы не только в соответствии с высшими стандартами качества, но и упакованы и презентованы согласно последним требованиям рынка. Добившись успеха в проверенной линейке товаров, «НИЛ» продолжает следить за последними тенденциями и запросами потребителей. Появился спрос на отечественную моцареллу? Значит они изучают технологию ее производства в Италии и начинают делать моцареллу в Калужской области. Когда к ним на ферму приезжает делегация из Швейцарии, то они с удивлением видят, что у нас в России тоже есть сыроварни, которым стоит поучиться даже западным фермерам.
В подтверждение растущей деловой активности женщин на форуме были представлены результаты исследования, которое было проведено осенью 2014 года «Комитетом 20» при поддержке Департамента по развитию малого и среднего бизнеса Минэкономразвития РФ и компании Эксон Мобил Раша. С его полной версией можно ознакомиться на сайте www.kom20.ru
Ключевые выводы исследования предпринимательского климата
В России женщинам сложнее вести предпринимательскую деятельность, чем жительницам европейских стран. Если для мужчин большей сложностью оказались административные барьеры, то для женщин-предпринимателей более серьезной проблемой выступала нехватка знаний и опыта ведения бизнеса (40% против 32% у мужчин).
Женщины чрезвычайно заинтересованы в коррекции этой ситуации, причем они рассчитывают на помощь государства и предпринимательских объединений. Предпринимательницы считают, что в России нужны дополнительные программы или меры по поддержке бизнеса женщин (52% против 28%).
Хотя данные исследования показали, что уровень образования у женщин–предпринимателей выше, чем у мужчин. Так, у 16% предпринимательниц, принимавших участие в опросе, за плечами MBA или кандидатская степень (против 9% мужчин)
Чем же отличаются женщины-предприниматели от мужчин? В первую очередь – смелостью и оптимизмом.
Российские женщины настроены более позитивно и конструктивно, чем мужчины. Их оценки предпринимательского климата в России в целом существенно выше оценок, данных предпринимателями-мужчинами. Это касается как оценок климата по стране, так и в регионе ведения бизнеса.
Среди женщин-предпринимателей оказалось больше тех, кто в ближайшей перспективе намерен оставить бизнес без изменений, сохранив оборот примерно на том же уровне (28% против 20% мужчин).
По словам Елены Федяшиной, исполнительного директора НП «Комитет 20», данные исследования, посвященного оценке предпринимательского климата страны, а также эффективности мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, как раз подчеркивают те наблюдения, с которыми Комитет сталкивается в ходе работы над их менторской программой. С ростом деловой активности, растет также спрос на предпринимательское образование – а в это, в первую очередь, обмен опытом, получение наставнических советов от менторов, имеющих значительный опыт управления крупными компаниями и проектами.
Поэтому в этот же день «Комитет 20» провел экспертно-консультационную Менторинг–сессию, организованную по просьбам региональных участниц, в ходе которой члены «Комитета 20», опытные предприниматели, приглашенные эксперты провели мастер—классы и ответили на вопросы предпринимателей на темы: IT-технологии для развития бизнеса, изменения налогового законодательства в 2015 году, работа с людьми.
Что же делать, если есть идеи, энергия и опыт, но недостаточно средств на их реализацию? К счастью, сегодня в России существуют и эффективно реализуются программы содействия бизнесу как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Алексей Шестоперов, заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России рассказал о направлениях государственной поддержки женского предпринимательства: «С 2005 года Минэкономразвития России реализует масштабную программу поддержки малого и среднего предпринимательства с ежегодным финансированием в размере около 20 млрд. рублей. Предусмотрено свыше 40 мероприятий, направленных на решение адресных проблем, с которыми сталкивается бизнес на разных стадиях своего развития. За счет программы во всех регионах страны предприниматели имеют возможность получить субсидию на развитие бизнеса, привлечь микрозайм или гарантию по кредиту, обратиться за консультацией в специализированные центры поддержки предпринимательства, стать резидентом бизнес-инкубатора или технопарка. Важно подчеркнуть, что субъекты женского предпринимательства могут участвовать в реализуемых мероприятиях без каких-либо ограничений. Уже сейчас активность женщин – предпринимателей очень высока. В среднем около 35% микрозаймов в рамках деятельности, созданных по программе микрофинансовых организаций в 2013 году, предоставлены женщинам. В этот же период около 40% субъектов малого предпринимательства, получивших гранты на начало собственного дела, были учреждены женщинами. Необходимо подчеркнуть, что в среднесрочной перспективе реализация программы будет продолжена. При этом Минэкономразвития России готово прислушиваться к любым пожеланиям и предложениям со стороны женского предпринимательского сообщества в целях расширения приоритетов программы».