Развитие инженерного дела – один из фундаментальных факторов модернизации российской экономики и инновационного развития страны. Важность преумножения интеллектуального капитала, роста национальной промышленной мощи неоднократно отмечалась Президентом Российской Федерации, Советом Федерации ФС РФ, Государственной Думой, министерствами и ведомствами.
Летом 2013 года в рамках исполнения поручения Президента РФ и поручений Председателя Правительства РФ, Министерством промышленности и торговли РФ была разработана и принята дорожная карта по развитию инжиниринга и промышленного дизайна в России.
Реализация дорожной карты, по задумке разработчиков, должна обеспечить значительный рост индустрии инжиниринга и становление отечественной индустрии промышленного дизайна. Утверждение дорожной карты повлекло за собой разработку целевой подпрограммы по развитию инжиниринга, которая должна стимулировать разработку инструментов государственной поддержки инжиниринга и промышленного дизайна; подготовку и внедрение профильных стандартов, нормативов и правил; создание и реализацию приоритетных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна с применением государственной поддержки.
К сожалению, и сама дорожная карта и подпрограмма имеют определенные недостатки. В качестве основного недочета можно назвать отсутствие определения и четкой концептуальной модели института инжиниринга. При этом важно понимать, что «инжиниринг» - это новое слово, определение, и только. Инжиниринг – не новый вид деятельности.
По оценке Комитета по технологическому проектированию объектов производственного назначения Национального объединения проектировщиков, инжиниринг в области капитального строительства на 80-90% состоит из проектных работ. Сюда входит подготовка совместно с заказчиком технического задания, предынвестиционные исследования, разработка проектной и рабочей документации. Оставшиеся 10-20% приходятся на функции проектировщика по реализации проекта: сбор исходных данных и обследования, авторский надзор, выбор оборудования, подготовку технологических регламентов, участие в пуско-наладочных работах, подготовку документации «как построено», ввод в эксплуатацию, обучение персонала заказчика.
На сегодняшний день многие проектные организации уже не в состоянии предоставлять полный комплекс услуг, а молодые специалисты не обладают необходимым уровнем знаний и навыков. Отсутствуют сформулированные принципы выпуска специалистов-инженеров, что с течением времени грозит перерасти в кадровую катастрофу и стать сильнейшим тормозом для развития национальной экономики.
Понятия «инженер», «инженерная деятельность», «инжиниринг» не закреплены в законодательстве, не определены права и обязанности инженеров, а также тех, кто использует результаты их труда. Не урегулировано авторское право на результаты инженерной деятельности. Законодательно не закреплена обязательность авторского надзора за строительством.
В контексте перечисленных проблем очевидна необходимость развития нормативной базы инжиниринга. И ведущую роль в этом деле должен играть профильный нормативный акт со статусом закона, регулирующий инженерную (инжиниринговую) деятельность в законодательном поле государства. Таким нормативным актом является федеральный закон «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности».
Как отмечает член Совета НОП, председатель комитета по технологическому проектированию объектов производственного назначения НОП Игорь Викторович Мещерин: «Федеральный закон «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности» должен вводить основные понятия и определения, такие как «профессиональный инженер», «инженер-интерн», «инженерная деятельность», «инжиниринговая деятельность». Кроме того, закон должен определить и закрепить права, обязанности и ответственность физических лиц, осуществляющих инженерную деятельность, заказчиков (застройщиков), подрядчиков, собственников (инвесторов), саморегулируемых организаций инженеров, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по регулированию инжиниринговой деятельности. Также в ФЗ необходимо перечислить основные виды инженерной деятельности, которые должны попасть в ОКВЭД, описать правила создания и регулирования работы юридических лиц, осуществляющих инженерную деятельность на территории РФ, установить порядок создания и компетенцию профессионального объединения инженеров, роль и место стандартов профессиональной деятельности в системе правового регулирования инжиниринга».
Планируется, что федеральный закон будет регламентировать основные вопросы страхования профессиональной ответственности инженеров, авторского права на результаты инженерного труда, закрепит общие меры государственной поддержки, а также систему мотивирования инженерно-технических кадров.
Помимо указанного ФЗ, соответствующие изменения должны быть внесены в Градостроительный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О саморегулировании».
Градостроительный кодекс Российской Федерации и Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 являются основополагающими документами, регулирующими инжиниринговую деятельность в сфере капитального строительства.
В Градостроительный кодекс необходимо внести такие термины как «технологическое проектирование» и «градообразующие факторы». Также в нем должна быть закреплена обязательность авторского надзора за реализацией инженерного проекта.
В соответствии с классической практикой регулирования и осуществления градостроительной деятельности до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ от 2004 года в ее основе лежал анализ градообразующих факторов. Градообразующими называют факторы, оказывающие решающее значение на образование, рост или ликвидацию населенных мест. В первую очередь к ним относят промышленные объекты и магистральный транспорт, которые игнорируются действующим Градостроительным кодексом. В нем отсутствует понятие «градообразующих факторов», которые должны выступать в качестве базиса для разработки, анализа и применения норм градостроительного законодательства. И это только одна часть проблемы.
По мнению генерального директора СРО НП «Э.С.П.» Дмитрия Леонидовича Мурзинцева: «В Градостроительном кодексе РФ есть и другие пробелы, в частности, в нем отсутствует термин «технологическое проектирование». Это, в свою очередь, повлияло и на профильный подзаконный акт - Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87. На сегодняшний день содержание Постановления ориентировано, прежде всего, на проектирование жилищных и гражданских объектов и не учитывает исторически сложившийся и обоснованный практикой порядок разработки проектной документации для строительства объектов производственного назначения. Этот недочет необходимо исправить, чтобы обеспечить необходимую базу для развития инженерной деятельности».
Действующие нормативно-правовые акты не содержат требований по обязательным предынвестиционным исследованиям, на основе которых разрабатываются предпроектная документация: инвестиционный замысел, обоснование инвестиций, технико-экономический расчет и прочее. В результате предынвестиционные исследования могут сводиться к написанию ТЗ заказчиком, либо частично выполняются во время конкурсных процедур на базе технико-коммерческих предложений подрядчиков. При этом велик риск принятия неоптимальных решений.
Для объектов производственного назначения следует законодательно закрепить следующую стадийность проектирования: 1. Разработка бизнес-плана (при необходимости); 2. Подготовка предпроектной документации; 3. Проектная документация; 4. Рабочая документация; 5. Инструкция по эксплуатации.
Резюмируя сказанное выше, следует еще раз перечислить все шаги, необходимые для выполнения поставленных задач. Следует дополнить Градостроительный кодекс РФ понятиями «технологическое проектирование» и «градообразующие факторы», закрепить обязательность авторского надзора. Восстановить логически и практически обоснованную стадийность проектирования - в рамках Постановления Правительства №87. Принять федеральный закон «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности», вводящий основные понятия для сферы инженерной деятельности, а также закрепляющий права, обязанности и ответственность сторон. Внести изменения в Гражданский кодекс, касающиеся расширения объемов прав авторов на результаты инженерной деятельности, введения права авторства на инженерный проект в целом, а также детализирующие процедуры защиты таких прав. Заложить основы для регулирования конструкторской деятельности. Наконец, создать профессиональное объединение – Палату инженеров, в сферу деятельности которой войдет формирование стандартов профессиональной деятельности, проведение аттестации специалистов, решение вопросов по дополнительному образованию.