Актуальные вопросы развития авиационной отрасли, регулирования социально-трудовых отношений, а также реализации и присоединения к Отраслевому соглашению по авиационной промышленности РФ на 2014-2016 годы находились центре внимания участников заседания отраслевой комиссии, которое состоялось 12 ноября в Министерстве промышленности и торговли РФ.
Открывая заседание отраслевой комиссии Директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Андрей Богинский изложил перспективной взгляд на развитие отечественной авиационной промышленности в современных условиях, а председатель Профавиа Николай Соловьев отметил важную роль социального партнерства в повышении мотивации труда и эффективности производства.
С докладом о ситуации в отрасли и обязательствах Министерства промышленности и торговли в решении производственных и финансовых вопросов, содействия экономическому, технологическому и социальному развитию организаций авиационной промышленности, обеспечении Гособоронзаказа выступил Заместитель директора Департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Алексей Ляшенко.
В ходе дальнейшего обсуждения участники пришли к выводу, что задача о девятикратном увеличении производительности труда, поставленная в Госпрограмме «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», не может быть решена экстенсивным методом. Необходимо качественное изменение индустриальной модели отрасли, в частности, выстраивание системы развития поставщиков и системность требований к ним, определение роли и места интегрированных структур в повышении эффективности и качества производства авиационной техники, обеспечение развития кластеров и решение ряда других вопросов. Кроме того, было отмечено, что в отрасли наблюдается нехватка квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов, так что задача сокращения количества работающих не ставится. Кроме того, продолжится субсидирование по ряду направлений, в том числе по поддержке продаж авиационной техники, несмотря на определенные сложности в экономике страны.
Участники заседания сошлись во мнении, что приоритетным в дальнейшем развитии авиационной промышленности должен стать конструктивный диалог работодателей и профсоюзных организаций. Именно в результате такого диалога формируется предложение о приоритетных направлениях, посылы в адрес менеджмента. Самое главное - не замалчивать проблематику, не просто фиксировать и проводить мониторинг, а предлагать эффективные с экономической и социальной точек зрения решения. Кроме того, при контроле за реализацией Соглашения следует оперативно реагировать на негативные явления в отрасли.
Заместитель Исполнительного директора Общеотраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России» Сергей Иванов представил доклад о кадровой и молодежной политике на предприятиях авиационной промышленности, осуществляемой в соответствии с Отраслевым соглашением по авиационной промышленности РA на 2014 – 2016 годы. Кроме того, участники заседания рассмотрели и приняли к сведению информацию заместителя председателя Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Алексея Тихомирова об обоснованности отказа ряда организаций авиационной промышленности от присоединения к Отраслевому соглашению по авиационной промышленности Российской Федерации на 2014 – 2016 годы.
По итогам заседания отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений было принято решение, в котором, в частности, говорится о необходимости обратиться в Министерство труда и социальной защиты РФ с предложениями разработать критерии мотивированности отказа от присоединения к заключенным на федеральном уровне отраслевым соглашениям, в том числе наделить отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений полномочиями по предварительной оценке обоснованности отказов. А также рассмотреть возможность приглашения, в особых случаях, на заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений представителей работодателей, отказавшихся от присоединения к заключенному на федеральном уровне отраслевому соглашению. Данные меры будут способствовать развитию социального партнерства на отраслевом уровне и совершенствованию порядка присоединения к заключенным на федеральном уровне отраслевым соглашениям работодателей, не участвовавших в их заключении.