В рамках очередного заседания Экономического клуба ФБК эксперты обсудили проект бюджета Российской Федерации на 2015-2017 годы, внесенного в Государственную Думу и принятого в первом чтении.
В фокусе внимания оказались макроэкономические показатели, их сбалансированность и исполнимость, а также их влияние на экономику страны. Большинство экспертов сошлись во мнении, что в следующем году секвестр маловероятен, в то же время, в последующие годы следует предпринять серьезнейшие усилия для исполнения бюджета в тех параметрах, которые заявлены в законопроекте.
По мнению директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, проект бюджета в плане точности его прогнозных параметров нереалистичен и исполнен быть не может.
«Реальность с планом, скорее всего, не сойдутся. Судите сами: бюджет предполагает, что один доллар в 2015 году стоит 37,7 руб., инфляция в годовом выражении составляет 5,5%, экономический рост - не менее 1,2%, а базовая цена на нефть, исходя из которой планируются расходы бюджета, составляет 96 $/баррель. Ситуация уже сейчас хуже прогнозной, и тенденции к ее улучшению не просматривается», - отметил эксперт.
Далее Игорь Николаев детально остановился на анализе баланса доходов и расходов бюджета. По его мнению, средняя цена барреля нефти в 2015 году составит 76-80 долларов, недобор доходов бюджета в связи с этим составит около 1,4 трлн руб., вместо экономического роста нас ожидает спад экономики на 1,5-2%, в связи с чем бюджет недополучит еще около 450 млрд руб. Суммарно за счет только этих двух факторов из бюджета выпадут доходы на общую сумму в 1 трлн 850 млрд руб.
Означает ли это, что секвестр бюджета неизбежен?
Эксперт приходит к выводу, что бюджет на 2015 год может быть исполнен и без сокращения расходных статей.
В частности, в связи с девальвацией рубля, при среднем годовом курсе примерно в 50 руб. за доллар выпадающие «нефтяные доходы» могут быть компенсированы за счет номинального увеличения рублевой денежной массы. Кроме того, проект бюджета предусматривает, что на расходы может быть направлено в 2015 году до 500 млрд руб. из Резервного фонда.
«При таких макроэкономических параметрах мы не прогнозируем секвестра бюджета в 2015 году. Однако в связи с увеличением количества денег в экономике мы ожидаем, что инфляция вырастет до 9-12%, а основные проблемы с исполнением бюджета возникнут в 2016-2017 гг.», - сказал И.Николаев
Директор Научно-исследовательского финансового Института Владимир Назаров, согласившись с тем, что прогноз цены на нефть в бюджете нереалистичен, подробно остановился на анализе макроэкономических факторов, влияющих на нее. Отметив, что «сланцевая революция» и сокращение импорта нефти со стороны США оказали значительное влияние на рынок углеводородов. Эксперт привел ряд негативных факторов, влияющих на нефтяные цены, в частности, возможное неконтролируемое увеличение добычи со стороны таких стран, как Ливия, Ирак и ряд других, а также сокращение спроса со стороны экономически развитых стран в связи с кризисом.
В то же время, есть и ряд факторов, которые могут создать повышательный тренд на нефтяном рынке, среди которых нужно особо отметить сокращение инвестиций в добычу сланцевой нефти.
«По прогнозу нашего института, в 2015 г. и ближайшей перспективе равновероятно как падение стоимости нефти до уровня 60 $/баррель, так и ее повышение до уровня 90 $/баррель. Повышения цены до уровня начала 2014 г., т.е. до 100-110 $/баррель, мы не ожидаем», - отметил эксперт.
Оценивая сбалансированность расходов и доходов бюджета, Владимир Назаров отметил, что в настоящее время единственным фактором, способным содействовать экономическому росту, является девальвация национальной валюты. В то же время, он предостерег правительство от использования инфляционных механизмов финансирования расходов бюджета, подчеркнув, что они создают больше проблем, чем решают.
Арсений Мамедов, зав. лабораторией бюджетной политики Института Гайдара, проанализировал ситуацию с формированием и исполнением региональных бюджетов.
Он считает, что сокращение финансирования регионов из федерального центра в сочетании с ростом расходов региональных бюджетов, в ситуации, когда объем валового регионального продукта снижается, в некоторых регионах приведет к «бюджетному дефолту».
По мнению эксперта, ряд бюджетных расходов, которые регионы заведомо не смогут профинансировать, например, оплату ОМС за неработающих, разумно было бы оплатить из федерального бюджета, потому что неисполнение этих обязательств может создать социальную напряженность в регионах.
Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы при Правительстве РФ, высказал свое личное мнение о ситуации в экономике.
«Надо понять, что мы перешли на совершенно новый режим функционирования. Если раньше бюджетные расходы росли на 10% в год, то в ближайшие годы их прирост не превысит 1%. Это совершенно новая ситуация для нас. В бюджете есть много расходных статей, которые нельзя сократить. Для их финансирования стране необходим экономический рост порядка 5% в годовом выражении, фактически же он в 3 раза ниже», - отметил Евсей Гурвич.
В то же время, эксперт сказал, что ситуация не представляется ему трагичной: есть ряд мер, которые может предпринять правительство для увеличения сбалансированности бюджета, наиболее предпочтительным, но и наиболее сложно реализуемым является сокращение неэффективных бюджетных обязательств.
«Перед нами – много проблем, надеюсь, мы сможем достойно ответить на эти вызовы», - резюмировал он.