При словосочетании «инновационное жилье» среднестатистический потребитель, в первую очередь, представит автономный дом на солнечных батареях или квартиру, где любой процесс — от проветривания до уборки — полностью автоматизирован.
Увы, такие дома на российском рынке недвижимости все еще из области фантастики, особенно в сегменте массового многоквартирного жилья. Во всяком случае, пока архитекторы и домостроители России только приступают к внедрению гибких технологий в индустриальном домостроении, за рубежом уже реально начинают «печатать» дома на цементных 3D-принтерах. К примеру, в Китае этим способом уже создано 10 экспериментальных домов, а в США специалист-одиночка с русскими корнями Андрей Руденко намерен построить («напечатать») современный энергосберегающий дом.
И все же записывать российских строителей в безнадежно отстающие не следует. В данном направлении рынок эволюционирует и у нас (хотя, как всегда, своим путем). К примеру, если в Европе сегодня главным драйвером развития инноваций является экология, то в России большинство новых разработок направлено на снижение издержек девелопера и сокращение сроков строительства. «При этом для нашей, большей частью северной, страны актуальны инновации в сфере строительных материалов и теплосбережения. Главным образом, в связи с необычайным разнообразием климатических условий: от субтропиков в Сочи до вечной мерзлоты в Якутии. Есть и сейсмически неспокойные регионы», – поясняет Ирина Доброхотова, председатель Экспертного Совета РГУД по инновациям в сфере недвижимости, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой».
В целом, по мнению членов Совета, строительный рынок не так консервативен, как кажется: застройщики охотно пробуют новые технологии и стройматериалы, особенно позволяющие возводить больше квадратных метров за меньшие сроки. Кроме того, среди основных требований – большая энергоэффективность по сравнению с материалами предыдущего поколения.
К примеру, строители охотно используют стеновые ЖБИ-панели с внутренним утеплителем, которые позволяют ускорить строительство за счет технологии внутреннего утепления. Также широкое распространение на рынке получила эковата – целлюлозный утеплитель, на 81% состоящий из вторично переработанных материалов, основные достоинства которого – экономичность, биостойкость (эковата исключает появление грибка, плесени, грызунов и насекомых), экологичность. Отлично зарекомендовали себя на рынке каркасно-панельные конструкции, которые все чаще находят применение в малоэтажном строительстве. Главные преимущества — низкая стоимость (от 10 тыс. руб. за кв. м) и высокая скорость возведения домов (от двух недель), при этом технология предполагает свободное проектирование помещений, долговечность и износостойкость.
В этом же перечне востребованных технологий (из тех, что еще недавно считались инновациями), можно упомянуть несъемную опалубку, которая применяется при монолитном строительстве, а также вентилируемые фасады.
«Именно рынок диктует выбор тех или иных инноваций: одни пользуются лишь кратковременным всплеском интереса, другие становятся традиционными, на третьи вообще не находится покупателей. А иногда технология живет на консервативном рынке много лет, практически не изменяясь», – комментирует И. Доброхотова, отмечая, что одна из основных задач Совета по инновациям РГУД в том и заключается, чтобы в соответствии с разработанными критериями отмечать и продвигать наиболее востребованные инновационные решения.
По словам И. Доброхотовой, уже 19 ноября Экспертный Совет ГУД по инновациям в сфере недвижимости соберется на очередное заседание. В числе главных вопросов повестки дня – организация и проведение конкурса инновационных жилых проектов.
В заседании Совета примут участие, архитекторы, ученые, а также представители крупнейших девелоперских компаний – лидеров рынка в применении новых решений.
«Внедрению новых строительных технологий мешает не только отсутствие свободных денег и устаревшая законодательная база, но и отсутствие стимулов – как для строителей, так и для потребителей. При этом движению в сторону инноваций препятствует и неготовность самих потребителей платить за инновации. Одна из причин этой неготовности – отсутствие информации, в том числе и о том, что инновационные решения значительно удешевляют стоимость дальнейшей эксплуатации и затраты окупаются уже в течение первых 3-5 лет проживания. Думаю, что конкурс, который мы хотим сделать ежегодным, будет способствовать информированности населения, продвижению и повышению узнаваемости лучших инновационных проектов», – резюмирует Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой».