ГУП "НИиПИ Генерального плана города Москвы" и Союз московских архитекторов представляют лекцию Владимира Паперного «Тема воды и света в советской архитектуре и кино 1930-х годов». Лекция пройдет 05 ноября 2014 г. в 19.00 в Центральном доме архитектора (Гранатный переулок, 7).
В рамках культурно-образовательной программы Международного конкурса на разработку градостроительной концепции развития территорий, прилегающих к Москве-реке, состоится лекция известного культуролога, исследователя и публициста Владимира Паперного, посвященная анализу отражения идеологии строительства коммунистического общества в архитектуре и кинематографе 1930-40 годов прошлого века, а точнее, созданию образа совершенного города при помощи кардинальной реконструкции ландшафтов вдоль Москва-реки в патетической стилистике сталинского ампира.
В принятом в 1935 году Генеральном плане Москвы большое внимание уделялось теме воды. И это было связанно не только с актуальностью целого ряда проблем обеспечения столицы советского государства водой, но и необходимостью развития речной инфраструктуры с учетом возрастающей транспортной нагрузки на «Порт пяти морей». Но еще более значимой для Правительства СССР была задача создания патетического облика Москвы, олицетворявшего успех и процветание всей страны Советов. Прекрасные гранитные набережные и пристани, украшенные величественными скульптурами трудящихся, в блеске солнечных лучей и бликов на воде – таким должен был видеть весь мир страну, идущую к коммунизму.
Результаты усилий тысяч инженеров, архитекторов, рабочих и заключенных демонстрировались в советских кинолентах, таких как «Волга-Волга» и «Светлый путь». Страна должна была гордиться своими достижениями и режиссёры мастерски демонстрировали величие и красоту обновленной Москва-реки. Архитектура, вода и свет становятся инструментами для прославления государственного строя, создавая идеальную картину мира, населенного совершенными людьми.
Справка:
Владимир Паперный. Родился в 1944 г. в Москве, окончил Строгановское училище и аспирантуру Института теории и истории архитектуры. Диссертация, посвященная сталинской архитектуре, была опубликована по-русски в 1985 году издательством «Ардис» (США) под названием «Культура два», затем переиздана НЛО в 1996 году, по-английски вышла под названием Architecture in the Age of Stalin в издательстве Cambridge University Press в 2002 году. Степень кандидата наук была присуждена в РГГУ, спустя 20 лет после написания диссертации. С 1981 года живет в США. В настоящее время Владимир руководит дизайн-студией Vladimir Paperny & Associates в Лос-Анджелесе, занимается производством документальных теле-фильмов и пишет в русско- и англоязычные издания на темы дизайна, архитектуры, городской среды и столкновения культур. Книга рассказов и очерков «Мос-Анджелес» вышла в НЛО в 2004 году. Ее продолжение, «Мос-Анджелес 2», опубликовано в 2009 году.