Работы Жана Тироля, за которые он получил Нобелевскую премию, посвящены рыночным взаимодействиям бизнеса в условиях несовершенного рынка – именно такого рынка, какой он есть в реальной жизни. Несовершенство рынка приводит к финансовым потерям в сделках.
Forbes.ru дает такой комментарий:
“Очень сильно огрубляя, можно сказать, что для Тироля причина потери денег в сделках — это агентская проблема. Неинформированный о характеристиках агента принципал, нанимающий агента, рискует сильно ошибиться в определении условий договора. Потери могут принимать самую разную форму: агент может не прилагать усилий и соответственно производить с высокими издержками / низким качеством, агент может прилагать усилия к решению задач на самом деле второстепенных для принципала, агент может вообще отказаться от сделки.
А вот потери от агентской проблемы весьма значительны. Крупный продавец, неправильно определивший цены для разных групп покупателей, легко теряет 3-5% прибыли. Регулируемая компания (для которой государство назначает тарифы) легко может производить с издержками на 20-30% выше, чем вполне достижимые при той же технологии и с тем же составом сотрудников. Завышение цен в государственных закупках (а это 10% ВВП в большинстве стран) на уровне 10-30% тоже не удивит исследователей. Устранение хотя бы доли этих потерь в отдельных секторах путем правильной организации контрактов — то есть путем рачительного хозяйствования, при всех тех же ресурсах, может принести большой выигрыш.”
Конкурсные закупки через торговые площадки уже много лет используются при закупках государствами и большими корпорациями. Для малого бизнеса те же площадки не очень удобны, т.к. на масштабах десяток и сотен тысяч рублей они создают больше проблем, чем позволяют экономить, из-за своих сложных процедур, регламентируемых законом. Тем не менее, малый бизнес – это очень значимая часть экономики.
“Повысить эффективность малого бизнеса можно с помощью закупок через специализированные площадки. Как правило, процедура закупки на таких площадках значительно упрощена и бесплатна”, – говорит Евгений Дьяченко, основатель электронной торговой площадки для малого бизнеса Supl.biz. – В планах развития площадки Supl.biz – агрегировать больше информации об участниках рынка, что по Тиролю должно сделать выбор более прозрачным, а значит, повышать эффективность не только отдельно взятой компании, но и экономики целой страны”.