Первый зампред Думского комитета по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев принял участие в заседании Круглого стола в рамках Национального нефтегазового форума.
В своем докладе парламентарий напомнил, что перспективы развития отрасли определяются подпрограммой "Тяжелое машиностроение" госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", которая предусматривает увеличение доли российских производителей на внутреннем рынке с 35% в 2012 году до 45% в 2020 году.
Владимир Гутенев подчеркнул, что отечественное нефтегазовое машиностроение пока не готово в полной мере оказать решающее влияние на процесс создания и применения в нефтегазовом комплексе новых научно-технических достижений: "В отрасли в настоящее время задействовано свыше 200 в большинстве разрозненных предприятий. Им сложно обеспечивать необходимые инвестиции в техническое перевооружение и свое развитие по сравнению с крупными зарубежными компаниями. Во многих случаях продукция отечественных машиностроителей не выдерживает конкуренции с импортными аналогами".
Среди проблем, оказывающих решающее влияние на данный процесс, депутат назвал отсутствие системы государственных приоритетов в области, разрыв связи "наука - машиностроение - нефтегазовый сектор", повышение роли поставок наукоемкого иностранного оборудования, расширение сферы деятельности иностранных сервисных и инжиниринговых компаний, нарастание проблем с обеспечением нужного качества образования и подготовки специалистов - как для производства, так и для работы в научно-технологической сфере.
Парламентарий напомнил, что в 90-е годы сложившаяся экономическая ситуация вынудила предприятия оборонного комплекса приступить к освоению нефтегазовой номенклатуры изделий: "Теперь серьезные объемы продукции нефтегазового машиностроения производят "Уралвагонзавод", "Воткинский завод", челябинский "Станкомаш", "Зеленодольский завод", "Нижегородский машзавод", "Мотовилихинские заводы", "Воронежский механический завод". Привлечение подобных предприятий положительно сказалось на повышении качества изготовления российского нефтегазового оборудования. Однако в целом проблема не была решена, поскольку многие предприятия вынуждены были копировать устаревшую технику.
Получается, что пока отечественные производители оборудования не могут удовлетворить технические и технологические потребности нефтяников в новом наукоемком оборудовании. Инновационное развитие российских нефтегазовых компаний происходит во многом благодаря притоку иностранных технологий и оборудования. Ситуацию можно изменить только за счет формирования современной инновационно-ориентированной модели взаимодействия нефтегазового комплекса и сектора, связанного с созданием новых технологий и оборудования.
Владимир Гутенев считает, что возможности для этого есть: "Инвестиции в нефтяную отрасль выросли с 6 млрд. долл. в 2002 году до 57 млрд. долл. в 2013 году. При этом импортные поставки нефтегазового оборудования не являются критически высокими. По разным оценкам они составляют от 20 до 30%. Сегодня в России выпускается широкая номенклатура оборудования для нефтегазового комплекса. Причем реализуются сотни проектов по выпуску нового оборудования для отрасли. Есть предпосылки и для развития российского рынка сервисных услуг".
Владимир Гутенев назвал позитивным процесс консолидации пока разрозненных активов нефтегазового машиностроения: "Считаю, с этой точки зрения, важным, озвученное в сентябре, решение о создании совместного предприятия российских производителей нефтегазового оборудования - "Национальной инжиниринговой нефтесервисной компания" на базе НПК "Уралвагонзавод". Меморандум о создании СП подписали сегодня 9 предприятий: "Юргинский машиностроительный завод", "УВЗ-Нефтегазсервис", "Машпром", "Ижевский завод нефтяного машиностроения", "Волгабурмаш", ВФ "Элна", "Объединенные машиностроительные заводы", "Геотек-Холдинг", "Крыловский государственный научный центр".
Цель такой кооперации - обеспечение нефтегазовой отрасли широким спектром современного оборудования. В сфере услуг в число приоритетных направлений входят комплексное моделирование и инжиниринг объектов нефтегазового комплекса, а также развитие инжинирингового образования. В соответствии с анализом, проведенным Минэнерго, необходимым является также создание российской операционной среды для программного сопровождения технологических процессов.
"Таким образом, программа импортозамещения в отечественном нефтегазовом машиностроении, несомненно, даст мультипликативный эффект и окажет позитивное влияние на развитие не только энергетики, но и машиностроения и других отраслей отечественной промышленности", - резюмировал Владимир Гутенев.
Воткинск Республики Удмуртия является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.